Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Страница 5

Анализ результатов показывает, что в росте числа приверженцев православия и ислама нет стабильности. Такие же всплески отмечаются и среди тех, кто считает себя неверующим. В то же время достаточно четко прогладывается тенденция увеличения числа респондентов, которые затрудняются ответить на данный вопрос.

Доля православных выше всего – среди женщин (66%), сельских жителей (64%), а также среди людей с неполным средним образованием и средними доходами (по 63%). Атеистов больше всего – среди жителей столичных городов (43%), мужчин (38%), людей с высшим образованием (36%), а также среди тех, кто на парламентских выборах голосовал за ЛДПР (37%) и «Родину» (36%).

По данным Агентства региональных политических исследований (АРПИ) 70% россиян исповедуют православие. Доля сторонников ислама составляет 4%. Другие религии - 2%. Не исповедуют никакой религии 23%. 1% - не определившихся.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного совместно с газетой «Известия» 19 декабря 2006 г. две трети жителей России (63%) относят себя к православным, а 6% – к мусульманам. Буддистами, католиками, протестантами либо иудеями себя считают не более чем по 1% респондентов. Согласно опросу, 12% россиян верят в Бога, но никакую религию не исповедуют, 16% респондентов составляют неверующие. Религия для опрошенных россиян – это, прежде всего, вера предков, национальная традиция (отмечают 36% опрошенных) и следование моральным и нравственным нормам (28%). Для 16% респондентов религия – часть мировой культуры и истории. Столько же опрошенных отмечают, что это личное спасение, общение с Богом. Для 9% опрошенных главным является соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни. Между тем 14% отмечают, что для них религия ничего не значит. По сравнению с ноябрем 2005 г. менее значимым стало отношение к религии как к национальной традиции (42% и 36%) и возросло значение моральной составляющей (24% и 28%).

В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос о традиционных религиях. Россия не стала здесь исключением. В одном из своих выступлений на форуме народов Президент России В. Путин отметил: «Хотя в России государство отделено от Церкви, оно должно найти формы поддержки духовных лидеров традиционных религий».

Результаты проведенного исследования исторического пути государства российского показывают, что существенную роль в становление государственности сыграли традиционные конфессии, к числу которых относит себя значительная часть граждан России. История не раз доказывала, что традиционные духовно-религиозные ценности народов Российской Федерации, ставшие неотъемлемым компонентом их национальной самоидентификации и культурного своеобразия, являются фундаментом человеческого бытия и одной из предпосылок формирования правосознания. Их признание, уважение и укрепление, по мнению ученых и политиков, является необходимым условием построения в Российской Федерации гражданского общества и правового государства.

Приведем на этот счет мнение одного из известных ученых в области религиоведения профессора М.П. Мчедлова. Если считать основным временной критерий, рассуждает М.П. Мчедлов, то самыми «традиционными» для России надо признать дохристианские языческие верования. Если за основу взять количество последователей той или иной религии, то необходимо определить минимум верующих, позволяющий считать религию «традиционной»: «Так, например, у малочисленных автохтонных народов России (Севера, Сибири и Дальнего Востока) есть свои издревле существующие верования, во многом определяющие их образ жизни. Но можно ли их считать «традиционными» для России в целом?» Использование только территориального признака ученый также считает некорректным: «Когда Польша, Литва, Латвия, Западная Белоруссия входили в состав Российского государства, то католицизм в России имел совершенно иной духовно-культурный статус, нежели сегодня». Однако, полагает М.П.Мчедлов, термин «традиционный» можно использовать, «не придавая ему политико-правового измерения и не видя в этом дискриминации других вероисповеданий», если при определении «традиционности» опираться, прежде всего, на степень влияния вероучения на ментальность народа и становление государственного и национального самосознания. В России такое влияние оказывает Русская Православная Церковь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19