Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Страница 1

Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Сегодня самая распространенная конфессия в России – Православие. В субъектах Российской Федерации, по данным Минюста России, числится религиозных организаций: Русской Православной Церкви – 53%. На втором месте протестанты – 17,8%. Далее следуют: исламисты – 14,9%, католики – 1,3%, старообрядцы – 1,2%, иудеи – 0,9%, буддисты – 0,9%, прочих – 10,1% (диагр. 11).

Диагр. 11.

Состав религиозных организаций в России (%)

Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.

В научно-популярной литературе под религиозной ситуацией в Российской Федерацией понимается совокупность находящихся в постоянной динамике условий и факторов религиозной сферы жизни народов Российской Федерации, являющихся основой для построения и осуществления вероисповедной политики России.

Профессор М.П. Мчедлов, директор Центра «Религия в современном обществе» при Министерстве юстиции Российской Федерации в 2001 году привел следующие данные, характеризующие религиозную ситуацию в России: 40-45% россиян считают себя верующими в Бога или сверхъестественные силы; 20-25% – не могут однозначно назвать себя верующими или неверующими и примерно 30% относят себя к неверующим (диагр. 12).

40-45% это достаточно убедительный показатель. Однако, как показывают результаты опроса общественного мнения, нельзя сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью. Только 3,6% респондентов посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число – 5,8%, посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть – 20,3%, почти столько же – 23,3% делают это раз в год и реже. А большинство – 46,3% признают, что практически никогда не посещают храм. Затруднившихся с ответом на этот вопрос – практически нет. Из православных представителей практически никогда не посещают храмы 35,2%, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам – 25,3%.

Диагр. 12. Оценка религиозной ситуации в России по состоянию на 2001 г. (в %)

Диагр. 12.

Оценка религиозной ситуации в России по состоянию на 2001 г. (в %)

Среди участников опроса, исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, – так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% граждан России. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%).

Результаты опросов общественного мнения подтверждают данные Центра профессора М.П. Мчедлова - постоянно исполняют культ (участвуют в богослужениях, соблюдают посты, читают молитвы) примерно 5-7% тех, кто считает себя верующими. Причем эти цифры остаются стабильными, по данным Центра, на протяжении последних 10 лет. Общий вывод Центра относительно религиозной ситуации в стране такой: с одной стороны, отмечается приостановление роста количества верующих, а с другой – повышение социального авторитета религиозных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19