Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Страница 15

3.

Религиозные объединения, имеющие достаточно длительный исторический опыт деятельности в России. Это религиозные организации, которые не связаны с национальной самоидентификацией людей, но действуют в России на протяжении в среднем столетнего периода либо имеют предшественников с длительной историей деятельности в стране: евангельские христиане-баптисты, христиане-адвентисты седьмого дня, традиционные пятидесятники. По классической религиоведческой классификации они обычно относятся к деноминациям со всеми соответствующими чертами: сознательное вступление в организацию во взрослом возрасте, принцип прямого членства и его последствия, нацеленность на интенсивную миссионерскую деятельность, определенные настроения избранничества, рациональная проповедь, протестантская установка на привлечение новых членов, не чуждость прозелитизму.

4. Новые религиозные течения или те направления, которые объективно воспринимаются обществом как таковые, поскольку они по-настоящему получили возможность развернуть в стране свою деятельность лишь с начала 1990-х годов. Это чрезвычайно разнородная группа, к которой можно причислить Свидетелей Иеговы, Церковь Саентологии, Церковь Иисуса Христа Святых Последний Дней (мормонов), Международное Общество Сознания Кришны, сторонников Виссариона (Церковь Последнего Завета), Ассоциацию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (мунисты), различные течения в стиле new age, неопятидесятнические группы, Свидетелей Уитнесса Ли и многих других. Объективно к данной группе можно отнести и группировки «альтернативного православия» (различные течения Истинно-Православной церкви», «катакомбников»). По социологическому типу они относятся к сектам или деноминациям. Для них, как правило, характерен прозелитизм, склонность к парадигме «мы-они», космополитизм, недостаточная адаптированность к российским социокультурным условиям, нередко – идейная и финансовая поддержка из-за рубежа, особая «мобильность», необычность для массового сознания, сильное эмоциональное воздействие, современный язык проповеди, зачастую – агрессивное миссионерство. Ряд из них имеет репутацию «тоталитарных сект», «деструктивных культов» (следует, однако, отметить, что данные термины отсутствуют в российских юридических актах и более характерны для общественного, журналистского употребления), их обвиняют в манипулировании, лишении людей свободы выбора, разрушении родственных и социальных связей людей.

В дополнение к приведенным выше мнениям хотелось бы добавить еще один показатель, характеризующий перемену отношения общества к религии и церкви. Это изменение позиции и настроений нерелигиозной части населения, которая, по данным ряда исследований, в последние годы составляет устойчивую группу – в среднем 40% населения (разброс от 30 до 50%). Определенная часть представителей этой категории населения при опросах положительно отвечают на вопрос о доверии церкви (религиозным организациям), высоко оценивают роль религии в духовно-нравственной сфере, в развитии российской государственности и культуры, в процессе консолидации российского общества. Эту категорию населения характеризует растущая толерантность в отношении религии. Если учесть, что в годы советской власти нетерпимость неверующих по отношению к религии, к религиозным ценностям, а часто и к верующим, была весьма высока, культивировалась средствами пропаганды, то это изменение в сознании нерелигиозной части населения надо признать очень существенным показателем изменения отношения к религии и церкви общества в целом.

Следует также обратить внимание и на изменение позиций средств массовой информации к религии как выразителя, в известной мере, состояния общественного сознания и общественных настроений. Здесь также существует теперь полная свобода для публикаций по религиозной проблематике, в том числе и выражающих взгляды и мнения церковной иерархии, богословов, религиозно и конфессионально ориентированных авторов из числа деятелей культуры, ученых, журналистов и др. Возникли и быстро выросли как по количеству изданий, так и по тиражам конфессиональные СМИ. Религиозные организации различных конфессий широко используют светские СМИ, включая радио и телевидение, для пропаганды своего вероучения, религиозных нравственных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19