Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения
Страница 11

Сложнее положение было с перерегистрацией местных религиозных объединений. По данным Минюста России, например, на октябрь 2000 г., т.е. за год до окончания срока регистрации, прошли перерегистрацию лишь 50% от их числа. Справедливости ради стоит отметить, что причин тут две. Первая, не все объединения изъявляли желание быть перерегистрироваными, т.е. сами не хотели изменить свой статус «религиозной организации» на статус «религиозной группы». Вторая, на местах еще встречаются случаи волокиты при рассмотрении заявлений религиозных организаций и необоснованных отказов. Как правило, это происходит в отношении т.н. новых или нетрадиционных религиозных движений и организаций. Так, например, Управлением юстиции по г. Москве было отказано в перерегистрации московскому отделению Армии Спасения, ссылаясь на «военизированный характер организации» и наличие у нее неких намерений и планов, имеющих «антиконституционный характер». Верующие обращались в межрайонный и городской суды, но их жалоба не нашла удовлетворения.

Другие факты нарушений взаимоотношений государства с религиозными организациями можно найти в докладе американского посла по вопросам свободы вероисповедания Роберта Сейпла «О свободе вероисповедания в мире» (сентябрь 1999 г.). Здесь приводится много конкретных примеров о положении религиозных организаций и верующих в России в 1998-1999 гг., в том числе факты нарушений законодательства о свободе совести и религиозных объединений в ряде субъектов Российской Федерации. В числе наиболее «страдающих» от произвола местных властей назывались такие организации: Свидетели Иеговы, харизматические общины, мормоны, Церковь Объединения, Церковь сайентологии и др. Подвергался критике вступивший в силу закон «О свободе совести и о религиозных организациях» (1997). Однако общий вывод все же сводился к тому, что Закон и действия федеральных органов власти в целом не ущемляют прав религиозных меньшинств. Имеющиеся факты рассматриваются как «самодеятельность» региональных властей.

Особо хотелось бы отметить, что современная фаза развития религиозной ситуации в стране характеризуется также гражданским миром между религиозными объединениями, получившими сегодня всю полноту прав для своей деятельности, поэтому ее ученые-религиоведы рассматривают как фазу установления относительной стабильности религиозной ситуации и юридической урегулированности отношений между традиционными конфессиями и легитимными новыми религиями. Последних теперь беспокоит исполнение и правильное применение нормативно-правовых актов в сфере государственно-религиозных отношений, борьба за влияние на местную администрацию, не всегда считающуюся с общефедеральными установлениями. Нетрадиционные религии стали, таким образом, признанными субъектами религиозного плюрализма, и уже одно это придает им статус социально-конформистских новых религий, а вместе с тем лишает актуальности их прежние заявления о неприятии существующей социальной действительности, догматические положения на этот счет отодвигаются теперь на задний план.

Религиозная ситуация характеризуется также неравноправным положением многочисленных новых религиозных объединений, не имеющих 15-тилетнего «стажа» своей деятельности в стране. В особом положении определенного юридического дискомфорта работают те религиозные общины, которые принципиально отказываются от юридической регистрации по причине свойственных им догматических установок. У другой группы религиозных объединений вовсе нет богослужебного культа, либо взамен этого у них определяющую роль играют медитационные и другие психосоматические практики, и поэтому они не могут быть зарегистрированы в качестве «религий».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19