Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее
измененияСтраница 17
В-третьих, отличительной чертой современной религиозной ситуации является высокий уровень общественного престижа и реальной роли религии и религиозных организаций в общественных процессах. Правда, в этом отношении есть и определенные издержки. Это, прежде всего, исходящие с разных сторон попытки политизировать религию, использовать ее авторитет и моральную силу в политических целях, для увеличения своего электората и т.п. Для церкви это чревато опасностью снижения сегодняшнего высокого уровня общественного доверия, что, собственно, в последнее время уже происходит.
В-четвертых, сегодняшняя религиозная ситуация отличается фактической исчерпанностью резерва для быстрого дальнейшего роста уровня религиозности населения, который происходил в начале 90-х гг. ХХ века. Кто хотел, уже пришел в церковь, в религиозные объединения других конфессий. Доля нерелигиозной части населения уже в течение нескольких лет сохраняет стабильный показатель на уровне примерно 40%.
В-пятых, видимо, дальнейшее пополнение религиозных организаций будет идти главным образом за счет семей самих верующих, а не за счет притока извне, из среды бывших неверующих. Изменения степени и характера религиозности скорее возможно в направлении усиления, углубления религиозности сегодняшних неофитов, приближения их нормам воцерковленности. По мнениям, высказываемым некоторыми религиозными деятелями, многие конфессии стоят сейчас перед дилеммой: продолжать ли стремиться расширять свое влияние, привлекая новых последователей, или же сосредоточиться на том, чтобы сначала «переварить» ту массу новообращенных, которая нахлынула в церковь за последнее десятилетие. Но это, естественно, забота самих религиозных организаций.
В-шестых, сужение резерва пополнения религиозных организаций за счет нерелигиозной среды может вызвать обострение их конкурентной борьбы за паству, рост взаимной нетерпимости.
В-седьмых, осознание того факта, что около половины или, по крайней мере, 30-35% населения сделало свой нерелигиозный мировоззренческий вывод, требует внимания к обеспечению реальной свободы совести для этой большой части населения – как в плане защиты их свободного выбора, так и в плане их права на пропаганду и распространение своих убеждений.
В-восьмых, в межконфессиональных взаимоотношениях Русской Православной Церкви присутствует широкий спектр форм отношений - от сотрудничества до конфликта и полного неприятия. Смена общественного строя и идеологии обусловили простор религиозного возрождения традиционных для России религий и экспансию западных миссионерских организаций, стремящихся сделать своими приверженцами россиян и граждан других стран СНГ. Проникновение в Россию зарубежных религиозных организаций значительно усложнило религиозную ситуацию в стране. Все эти религии имеют исторические причины и обусловлены ведущим в обществе, где они возникли, типом культурной парадигмы. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иной вид». Межконфессиональные отношения с зарубежными религиозными организациями у Русской Православной Церкви осложняются не только конфликтом культур, нося исключительно доктринальный характер, но, как правило, имеется реальная социальная база конфликта – борьба за паству. Сепаратистские настроения в самой Церкви, в постсоветский период имеют как церковный характер, так и спровоцированный обострением межнациональных, межэтнических отношений и политическими пристрастиями.
В-девятых, распад СССР, идеологическая переориентация постсоветского общества привели к освобождению религиозных организаций из-под жесткой опеки государства. Активный процесс суверенизации субъектов бывшего СССР и аналогичные тенденции в некоторых регионах Российской Федерации в сочетании с обострением межнациональных противоречий стимулировали усиление конфессиональной нетерпимости. Православные верующие в отличие от некоторых религиозных руководителей не соглашаются с идеей исключительности одной религии.