Система СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Система СавлаСтраница 14
«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом . Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных .» (Рим. 14:20—22, 15:1)
Савл не беспокоится о том, чтобы дать систематическое изложение этой простой идеи; в действительности она сводится к обычным хорошим манерам и, несомненно, должна быть понята как способ не привлекать внимание к тривиальностям в отношениях с группой, в которой он пытается распространять свои идеи по поводу более важных вопросов. Это соответствовало принятию им авторитета и других аспектов status quo, о котором — именно в связи с его преходящим значением — не стоило беспокоиться больше, чем необходимо для достижения спасения.
Это придало его точке зрения на обычные практические вопросы то любопытное здравомыслие, которое (если отделить его от горячего убеждения Савла в наступлении Мессианского Царства) является просто приспосабливанием к повседневному миру и которое, в конце концов, подготовило путь для возникновения протестантской этики труда (см. глава 13).
Несмотря на его неистовство по поводу Конца света, он, например, выступает против праздности и неряшливости как духовно опасных качеств. Таким образом, он восхваляет труд (что выглядит несколько неразумно с точки зрения гибнущего мира), потому что он считает, что труд способствует проявлению духовности в социальной жизни. Учитывая наследие устаревших иудейских идей насчет практической жизни, процветания, самоуважения и т. д., он восхваляет труд и как автономную ценность, поскольку труд приводит к независимости; по Савлу, труд обязателен для любого нравственного человека.
«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:10—12).
Это звучит, конечно, как добропорядочный и довольно-таки банальный совет, но суть в том, что, поскольку мир в любом случае близится к концу, мы должны продолжать жить нравственно в обычном смысле до тех пор, пока не произойдет великое изменение. В то же время несомненно, что у него было естественное, хотя, возможно, завистливое, отношение к «старомодным» добродетелям.
« .Ибо доброхотно дающего любит Бог» (Притч. 22:8), «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7—8).
Как раз то, что можно посчитать здравомыслием (несмотря на одержимость Савла идеей, которая, в конце концов, оказалась иллюзией), на самом деле было его убеждением в том, что даже если в недалеком будущем должны объективно — по Божьей воле — произойти великие события, верующие не должны позволять себе оставаться праздными.
Горячо выступая против неряшливости и лени, недисциплинированности и беспорядка, он так же горячо призывал к активной деятельности; его концепция Мессианского Царства требовала личного участия и активности верующих. В его мифологическом представлении о сталкивающихся грандиозных космических силах это было серьезным состязанием, продолжающимся между силами, противоборствующими Богу, и теми, кто борется на его стороне. Силы, выступающие на стороне Бога, состоят из избранных, находящихся в сознательном союзе с Мессией. Эта борьба сделала Мессианское Царство не местом для отдыха, а ареной непрерывной активности, даже несмотря на то, что победа Божьих сил, разумеется, неизбежна.
Следовательно, дисциплина, порядок, уважение к власти и миролюбие — все это было жизненно важным. Даже в нейтральных обстоятельствах, например во время общественного богослужения, Савл был озабочен соблюдением «благопристойности» и «порядка»:
«Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
«Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).
«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас . что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:18—21).
Говоря практически, Савл всей душой за добрые дела!
Возможно, как раз его безоговорочная поддержка власти как таковой и имела самые зловещие последствия.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Бо-жии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:1—7).