Понятие религиозной ситуации и ее особенности в современном мире
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Понятие религиозной ситуации и ее особенности в современном мире
Страница 6

Так, например, в 2001 г. Здесь имел место большой общественный резонанс, связанный с визитом в Украину Папы Римского. Еще до визита Украинская Православная Церковь Московского Патриархата обратилась к нему с просьбой отложить визит. За месяц до приезда Папы в Киеве проходили многотысячные крестные ходы в знак протеста. Одной из причин этих протестов являлся разгром в начале 1990-х гг. трех православных епархий – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, совершенный греко-католиками. Другая причина – непрекращающийся прозелитизм католической церкви. Имеются также и причины историко-политического характера. Известно, что униатская церковь в годы Второй мировой войны находились в тесном взаимодействии с ОУН-УПА. Власти Украины остро реагировали на эти протесты. В прессе была развернута кампания против канонического православия.

Итак, ставя перед собой задачу, оценить современную религиозную ситуацию и тенденции ее развития автор, во-первых, учитывает и на это будет постоянно обращать внимание, что единых мнений о численности приверженцев той или иной религии нет ни среди теологов, ни среди политиков, ни среди ученых, особенно, ее нет также среди статистиков. Во-вторых, автор согласен с мнением Р. Лопаткина, который считает, что для понимания тенденций ее развития, мало моментального «фотографического» снимка, необходимо еще и сравнение с прежней ситуацией, чтобы увидеть направленность и характерные особенности ее изменения.

В связи с этим рассмотрение современной религиозной ситуации начнем с констатации того факта, что, несмотря на приведенные выше выводы, по общепринятому в религиоведении мнению, большинство населения Земли – это люди, придерживающиеся каких-либо форм религиозности.

По статистическим данным середины 80-х годов ХХ века, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли верующие: христиане – 1 млрд. 400 млн., из них католики – около 800 млн., протестанты – 400 млн., православные – около 200 млн.; буддисты – около 300 млн.; индуисты – около 600 млн.; мусульмане – около 800 млн.; приверженцы конфуцианства – около 300 млн. (диагр. 1). Это далеко не все из числа традиционных религий, а, помимо них, «религиозный рынок» предлагает сегодня сотни культов и религий.

Ранее мы уже отмечали, что, характеризуя религиозную ситуацию в мире в конце ХХ – начале XXI веков, можно сказать, что с окончанием ХХ века завершился процесс, начало которого совпало с началом Нового времени, – процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение в большинстве государств, и тем более в мире, – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или духовной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, «гипотеза Бога» так и осталась излишней, но с другой стороны, и «выдумывать Бога» не нужно, поскольку даже его символическое присутствие «не работает» в современном социально-политическом пространстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9