Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных отношений
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе модернизации мирового сообщества / Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных отношений
Страница 7

Исторически сложилось так, что для России характерны, с одной стороны, черты европейского (христианского), а с другой – азиатского (исламского и буддийского) государства. Практически во всех мировых политических и социально-экономических экспериментах Россия, так или иначе, выполняла особую роль первопроходца и одновременно являлась едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от хаоса и катастроф. Для нее, исходя из ее географического положения, исторически характерно быть участником всех основных мировых и региональных процессов и событий. При этом России не может быть отведена роль простого наблюдателя и статиста, - она была и остается мировой державой, своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов.

державой, своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов.

Достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в том, что уже сам пространственный масштаб России обрекает ее на статус мировой державы, занимающей особое, уникальное место в геостратегической структуре. Она находится в центре мировой цивилизации, и любые региональные конфликты, где бы они ни возникали: на Западе, Востоке или Юге, в отличие от стран Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США, касаются национальных интересов России, не говоря о конфликтах мирового масштаба. Поэтому на протяжении многих веков, от походов Чингис-Хана и Батыя, Наполеона и Гитлера, Россию постоянно втягивали в столкновения и различного рода конфликты, в ходе которых решалась не только ее судьба, но судьба всей мировой цивилизации.

В целом Россия, по меньшей мере, «тремя фасадами» выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евро-американскому миру - христианскому, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону, где наблюдается переплетение мировых (исламских, буддистских) и национальных религий.

Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям: Россия – страны Европейского союза; Россия – НАТО; Россия – США; Россия – Китай; Россия – Япония; Россия – страны Ближнего Востока; Россия – СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя политика России приобретает стратегическое измерение как в ее отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней.

Человечество вступило в XXI столетие в условиях коренной ломки прежней системы миропорядка и нарастания различных, порой взаимоисключающих явлений и тенденций в международных и межконфессиональных отношениях, внутри государств, в жизни людей. Нынешние хаотичность и нестабильность, расплывчатость перспектив вынуждают все без исключения конфессии задумываться о своей роли и месте в мировом сообществе, искать пути и методы приспособления к действительности, обеспечения собственного выживания и других базовых интересов. Исторический опыт религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности. Кроме того, разный уровень социально-экономического развития конфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12