Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных отношений
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе модернизации мирового сообщества / Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных отношений
Страница 4

В качестве примера рассмотрим ситуацию в такой сравнительно небольшой стране

В качестве примера рассмотрим ситуацию в такой сравнительно небольшой стране как Украина. За основу возьмем мнения, высказанные С.Мининым и А.Петровым в статье «Украинский котел». 21 августа 2005 г. Украинская Греко-Католическая (Униатская) Церковь (УГКЦ) официально объявила о переносе архиепископской резиденции из Львова в Киев, где численность униатов, по некоторым данным, составляет менее 20 тыс. человек (в стране около 4 млн. греко-католиков).

Событие, которое в УГКЦ, по мнению С.Минина и А.Петрова, называют не иначе как «восстановлением исторической справедливости», ни для кого не стало неожиданностью, равно как и бурная критика этого шага со стороны Московского Патриархата и юрисдикционно подчиненной ему Украинской Православной Церкви (УПЦ МП).

По словам главы украинских греко-католиков архиепископа Львовского, кардинала Любомира Гузара, «согласно церковному праву и человеческой логике в любом государстве центр любой христианской или другой религиозной общины должен быть в столице». Однако вместе с переносом резиденции изменился и титул главы УГКЦ, который теперь именуется «Верховным архиепископом Киево-Галицким». При этом в униатских кругах Любомира Гузара неофициально уже именуют «патриархом», а сам архиепископ, по некоторым сведениям, давно лоббирует создание Греко-Католического Патриархата в Ватикане. В этом случае он станет фактически главой «всеукраинской» национальной Церкви и сможет взять под свой контроль украинские униатские епархии в диаспоре по всему миру.

Здесь интересно привести мнения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который рассматривает украинских греко-католиков в качестве «проводников ватиканского прозелитизма», а перенос кафедры униатов - как недружественный шаг именно со стороны Святого Престола. По его мнению, «ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения церковных правил и канонов эти действия (перенос «униатской» кафедры в Киев, прим. автора) не могут быть оправданны». Он также отметил, что его встреча с Папой Римским Бенедиктом XVI при таком развитии событий на Украине мало возможна.

Кроме того, Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI с требованием отменить декрет своего предшественника Иоанна Павла II о переносе центра УГКЦ из Львова в Киев. «В сегодняшней изменчивой политической ситуации, используя проблемы внутриправославной церковной жизни, УГКЦ приводит в действие решение, которое меньше всего продиктовано церковной целесообразностью, - отметил Митрополит, - и не будет способствовать налаживанию межцерковных отношений».

В то же время необходимо отметить, что Греко-Католическая Церковь на Украине, возникшая в результате заключения Брестской унии 1596 года, по мнению С.Минина и А.Петрова, уже давно является причиной головной боли не только для Москвы, но и Ватикана. На данный момент около 8% населения Украины заявляют о том, что они являются приверженцами УГКЦ, и если перевести этот процентный показатель в цифры, то выйдет, что верующими этой Церкви считают себя всего 3,8 млн. человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12