Разгадана ли загадка?Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Разгадана ли загадка?Страница 4
Значительное место в книге занимает ее вторая часть «Христос после Иисуса», она, по мнению автора, должна ответить на вопрос: как деятельность Иисуса, проходившая в рамках иудаизма, перевоплотилась кардинальным образом в процессе распространения христианства, как происходило становление веры в воскресшего Иисуса Христа, Сына Божьего. Началом обожествления Иисуса Кармайкл считает видение Петра, которое спасло учеников от растерянности и унижения и укрепило их приверженность теперь уже воскресшему Иисусу. Психологическое обоснование видений кажется вероятным, равно как и историчность отречения Петра от своего учителя во время допроса Иисуса синедрионом, которую признает автор.
Основное внимание в этой части книги уделено анализу взглядов апостола Павла (Савла, как предпочитает его называть Кар-майкл). Содержание его деятельности автор формулирует следующим образом: Савл преобразовал еврейского Мессию-человека, наделенного силой от Яхве, искупающего грехи избранного Богом народа и посрамляющего угнетателей, в воплощение Бога, которому поручено спасти всех людей и даровать им блаженство в будущей жизни. Именно восприятие Савлом Иисуса как Сына Божьего приводит к тому, что Царство Божье неизбежно и гарантировано воскресением Иисуса. Бессмертие верующих определяется их отождествлением с распятым и воскресшим Христом. Но при всем почитании Христа как Сына Божьего Савл не отождествляет его с Отцом или, как пишет Кармайкл, проводит осторожное различие между Яхве и Иисусом.
Автор полагает, что Павел не был связан со стоической философией (хотя, нужно заметить, эту связь чувствовали христианские писатели достаточно рано — была создана даже поддельная пере-писка апостола Павла с Сенекой — правда, для того чтобы доказать влияние Павла на Сенеку, а не наоборот). Кармайкл рассматривает учение Павла — невзирая на его кажущуюся универсальность — в рамках иудаизма. Интересно его замечание, что первоначально оно было создано в среде иудейской диаспоры, ее представители были восприимчивее к его идеям, так как они жили в чужом окружении (прежде всего, в греческих городах) как «терпимые гости».
Решающим тезисом в характеристике деятельности и учения Павла для Кармайкла является утверждение, что его проповеди были обращены к «последнему поколению», т. е. к людям, которые сами увидят Страшный суд и наступление Царства Божьего. В этой связи представляется важным, особенно для русскоязычного читателя, знакомого с многочисленными атеистическими работами прошлых десятилетий, обвинявших Павла в попытке заключить союз с имперскими властями и рабовладельцами, объяснение Кармайклом сути отношения Савла к власть имущим, которое мне кажется убедительным. Савл исходил из скорого наступления конца этого мира и установления Царства Божьего, в котором исчезнут все земные власти. Поскольку верующий уже свободен от этого мира, он может вести себя так, как будто вещи не таковы, какими они являются. Он призывал отказаться от насильственных действий, поскольку этот мир уже обречен, и все власти и земные силы исчезнут вместе с ним. Верующим же необходимо сосредоточиться на духовной подготовке к Царству Божьему. Его осуждение рабства также, по мнению автора, было духовным. При этом Кармайкл отмечает, что отношение Павла к власти, воспринятое в дальнейшем Церковью, имело пагубные последствия, но Павел их не предвидел, как не предвидел он и той теологии, которая была выведена из его высказываний.
Можно согласиться с описанием мистицизма Павла и его психологических переживаний, которые безусловно оказывали воздействие на его паству. Автор возвращается к исследованию личности Павла в «Эпилоге», применяя методы психоанализа, которыми он хорошо владеет, — мне представляется, что это должно вызвать интерес у наших читателей.