Разгадана ли загадка?
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Разгадана ли загадка?
Страница 3

Я не отрицаю возможности того, что группа Иисуса имела намерения воспользоваться и оружием, но о его конкретном применении (кроме отсеченного уха раба во время ареста Иисуса) мы ничего не знаем. Позволю со своей стороны высказать гипотезу, что слова Иисуса о том, что Царство Божье силою берется (один из важных аргументов Кармайкла), могли быть связаны с учением кумранской общины об установлении Царства Добра и Справедливости на земле после войны сынов света (как называли себя ее члены) с сынами тьмы; причем кумраниты готовились к этой войне (правда, должна она наступить после знамений, возвращения праведной части рассеянных по другим странам израильтян и т. п.). Кармайкл игнорирует возможное влияние кум-ранитов на окружение Иисуса, он прямо говорит об отсутствии какой бы то ни было связи между ними. Между тем Иисус безусловно знал об их учении, в евангелиях видны следы полемики с замкнутостью «сынов света», в чью общину можно было попасть только после испытательного срока и которые не проповедовали свое учение. Так, в Евангелии от Матфея сказано: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (5:14—15, ср. Мк. 4:21). Иисус был ближе к ортодоксальному иудаизму, чем кумраниты, но представления о Царстве Божьем у них, по всей вероятности, были близки: эти представления были связаны не только с борьбой с римлянами, но с концом всего этого мира (что было и у кумранитов). Царство Божье, или Царство небесное (точнее — как в греческом оригинале — Царство небес, что по существу то же самое, что Царство Божье на земле), было действительно — и в этом Кармайкл прав — распространенной идеей среди населения Палестины на рубеже эр, но, по-видимому, разные группы вкладывали в это понятие свои представления. Нельзя забывать, что наряду с выраженными националистическими взглядами в Палестине было эллинистическое и римское влияние, особенно на бытовом уровне, связанное с тем, что там жили и греки, и эллинизованные сирийцы: женщина, которую излечил Иисус, была по происхождению сирофиникиянка, а по культуре эллинка — как она названа в Евангелии от Марка (в синодальном переводе «язычница» — 7:26). И хотя, бесспорно, Иисус адресовал свои проповеди, прежде всего, иудеям, исключения, которые он допускал при исцелениях, показывают, что его деятельность не была принципиально связана только с единоверцами, которые к тому же не всегда его поддерживали. Следует иметь в виду также, что согласно традиции Иисус проповедовал в областях со смешанным населением: на границах с финикийскими городами Тиром и Сидоном, в районе так называемого Десятигра-дья, где жило много греков, в Капернауме, где находились римские солдаты.

Многие современные исследователи, как и Кармайкл, придерживаются точки зрения, что в своем учении Иисус не выходил за рамки иудаизма, что он не мыслил себя основателем новой религии, был близок к умеренным группам фарисеев. Его учение было направлено на духовное очищение иудейской религии, отказ от формальной приверженности ритуалу: этому есть свидетельства не только в канонических евангелиях, но и в отрывке из неизвестного евангелия, открытого в песках Египта. Я полагаю, можно согласиться с автором, что Иисус не мыслил «нового договора» (в отличие от Ветхого Завета или — как в подлиннике — договора) с Богом, но только обновление прежнего договора; он не выступал против храмового культа как такового, но для него на первом месте безусловно стояло духовное очищение путем раскаяния, преобразования сердца в ожидании Мессианского Царства. Кармайкл, формулируя эти принципы этики Иисуса (он прибавляет — и Иоанна), старается как бы примирить свою теорию применения Иисусом насилия с не поддающейся исторической критике его моральной позицией на первом этапе проповеднической деятельности. Нужно заметить, что возражения Иисуса против мелочного соблюдения всех предписаний, ряд которых не зафиксирован в Торе, но был следствием более поздних толкований, послужили в дальнейшей истории христианства основанием для полного отказа от требований иудейской религии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7