Институирование
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Институирование
Страница 8

Несмотря на широко распространившееся мнение, культ императора, по-видимому, не играл никакой роли в государственной политике в отношении религий. То представление, что христиане должны были заменять формулу «Господь Иисус» на «Господь император», является легендой6.

Несомненно, римские правители в провинциях обладали большой властью. Они могли проводить свое собственное расследование фактов, оценивать их и выносить приговоры. Таким образом, при Траяне, как и при его преемниках, всегда могла возникнуть ситуация, когда в какой-нибудь конкретной провинции ухудшалось положение определенной группы христиан. Однако, несмотря на преувеличения поздней Церковью мученичества христиан, по-видимому, в ранней Римской империи реальные вспышки их преследования ограничивались отдельной территорией и определенным временем7.

С другой стороны, новая секта никогда не выступала как враг государства. Совершенно естественно эта позиция определялась интерпретацией, данной распятию с самого начала, возможно, наиболее примечательным образом — Савлом; эта интерпретация воздерживалась от резко враждебного взгляда на Римскую империю и была фактически отражена во всех евангелиях. Со времени разгрома евреев последователи Иисуса обособились от совершенно иной альтернативы, принятой иудейской апокалиптикой и еврейским политическим движением — «активистами» Царства Божьего. Таким образом, именно потусторонняя тема еврейских пророков стала неотъемлемой частью триумфа новой секты, особенно после краха их посюсторонних неистовых конкурентов — зелотов, — с которыми первоначальный круг последователей Иисуса в Иерусалиме был близко связан или отождествлялся с ними и который вместе с ними исчез из виду в 70 г.

На уровне теологии книга Откровения, несомненно, является в этом плане прямой противоположностью. Для автора Откровения вселенная находится в состоянии тотальной войны, в которой «зверь» — очевидно, Римская империя — появился из бездны, требуя поклонения и т. д. Несмотря ни на что, вся эта сцена является простой фантазией. Сидя на небесах, зверь не собирается давать людям из плоти и крови инструкции, которые затрагивали бы власти. Возможно, по этой самой причине Откровение, в конце концов, смогло сохраниться, чтобы затем быть включенным в христианский канон. Оно могло удовлетворить теории, не представляя опасности для верующих.

Текст из Послания к Римлянам (13:1—7), а также связанные с ним отрывки из 1-го Послания Петра (2:13—14) предписывают верующим просто-напросто подчиняться властям и быть смиренными. В своей формулировке Конца света Савл сообщает другим, что нет никакой потребности впутывать новую веру в неприятности с властями мира сего, поскольку они все равно вскоре должны исчезнуть.

Эта теория неминуемо восторжествовала. Поскольку все теории Конца света предвещали для повседневного мира наступление скорого конца его существования, не было никакой нужды, даже чисто теоретически, в том, чтобы новые сектанты стремились переселиться из этого мира. Те, кто выбрал для себя переселение из этого мира и поступил таким образом — как теоретически, так практически, — либо погибли физически в Палестине после разгрома евреев в 70 г., либо выжили, испытывая разочарование.

В отрывке из Послания к Римлянам, процитированном выше, Савл избегает упоминать случаи, в которых государство могло потребовать исповедания религии, которая неизбежно противоречила бы убеждениям искренне верующих, но связанный с этим отрывок из 1-го Послания Петра (2:13) особо предписывает верующим во всех случаях носить маску: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли .» (1 Пет. 2:13, 14) Очевидно, что этот благоразумный совет давался ввиду возможных преследований. Подобное наставление составило также часть совета, данного по поводу молитвы за благополучие властей (разумеется, не для их обращения) (1 Тим. 2:1—2 и 1 Климента 61). Теоретически предполагалось, что Церковь, вообще говоря, не для того, чтобы оставаться незащищенной перед мученичеством, а для того, чтобы защититься от ложных обвинений и пропагандировать от имени новой веры.

Кроме того, в своих ранних формулировках эта теория была связана с Концом света.

Ранние последователи Иисуса, поскольку они отказались от иудаизма, вынуждены были сами решать социальные проблемы; жизнь в эллинистическом окружении повсюду характеризовалась религиозной и культовой практикой всех родов. Разумеется, мисты, конечно, могли участвовать в чем угодно, поскольку приверженность к ритуалу и учению конкретной мистерии не мешала ему (ей) принимать участие в каком-нибудь другом культе, в то же время сохраняя обязательство перед мистерией в пределах особой сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10