Институирование
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Институирование
Страница 7

С современной точки зрения Римская империя структурно не была высоко организованной. Например, там не было имперской полиции, не было провинций, управляемых более или менее независимыми правителями, не было однородности; провинции представляли собой скопление союзников, свободных городов, вассальных правителей (которые по-разному определяли свои отношения с центральным правительством) и территории, находившиеся под непосредственным управлением центра. Следовательно, трактовка развивающейся веры была неоднозначной.

До крушения еврейского государства и Храма в 70 г. римское правительство действовало против евреев только в особых обстоятельствах, поскольку иудаизм как religio licita, конституционно утвержденный, имел особые законодательно закрепленные привилегии. Например, с иудейским неприятием изображения богов считались даже после римско-иудейской войны.

Раньше римские власти ничего не делали для того, чтобы выслеживать последователей Иисуса после распятия его, хотя, как мы уже видели, особые меры принимались против членов семьи Иисуса. По-видимому, именно еврейские власти проводили отдельные акции против новой секты последователей Иисуса в Палестине до разгрома 70 г. (Деян. 4).

При императоре Клавдии в 40-е гг. изгнание евреев из Рима, как и подавление приблизительно в то же время мятежей в Александрии, было вызвано, вероятно, вспышкой мессианских настроений, на что наши письменные источники не проливают свет. Действия, предпринятые против христиан Нероном в 64 г., также могли иметь что-то общее с этим, хотя остается неясным, что именно тогда произошло. После великого пожара «смертный приговор был объявлен христианам, секте, которая поддалась новому суеверию, опасному для общества». Существуют определенные указания на то, что репрессивные меры против христиан в течение некоторого времени оставались в силе3.

С другой стороны, хотя христиане были виновны не в поджоге, а только в «ненависти к человеческому роду», что является частью «абсурдного и отвратительного еврейского образа жизни»4, для римского государства вполне естественным было питать неприязнь к новой секте, чей основатель, в конце концов, был казнен за подстрекательство к мятежу. Это сделало христиан ipso facto преступной сектой.

В любом случае, уничтожение движения зелотов при разгроме Иудеи в 70 г. со временем неизбежно должно было привести к нивелированию виновности христиан, которые сами очень быстро менялись в своем отношении к римскому государству. С 70 г. интересы римских властей были бы задеты новой сектой только в том случае, если бы она инициировала вспышки мятежей или других беспорядков.

Например, приблизительно в 112 г. Плиний, правитель Понта-Ви-финии, писал императору Траяну, спрашивая, заслуживает ли наказания человек за «само звание» христианина, то есть остаются ли последователи Иисуса все еще преступной сектой или необходимо точно определять конкретные преступления, которые действительно ими совершены5. Письмо Плиния могло подразумевать некоторые социальные проблемы, например причинение вреда торговле, что в определенных случаях играло важную роль.

Поэтому вплоть до 112 г. оставался нерешенным юридический вопрос, является ли секта иисусистов сама по себе незаконной, в случае чего принадлежность к данному вероисповеданию должна считаться заслуживающей наказания, или следует представлять властям конкретные доказательства вины христиан. Например, сам Плиний как правитель наказывал христиан, если они отказывались отречься от своей веры, что было фактически одобрено Траяном, который, несмотря ни на что, утверждал, что не следует властям преследовать христиан и что следует остерегаться анонимных обвинений против них.

Несомненно, среди народа было широко распространено предвзятое мнение насчет христиан. Народ смотрел на молитвенные собрания, завершавшиеся торжественной трапезой верующих (ага-пе) как на оргии. Очень многие были уверены, что христиане безжалостно убивают и пожирают детей (по-видимому, неправильная интерпретация евхаристии).

В течение некоторого времени распоряжения Траяна соблюдались Плинием хорошо. Если властям предоставляли серьезные доказательства виновности христиан в каком-либо преступлении, то они должны были совершить жертвоприношение римским богам или умереть. То есть вопрос терпимости к христианам решался не судебным порядком, а политически. Враждебность христиан к государству, даже когда она открыто не выражалась, считалась юридически вполне доказанной, но не наказывалась как таковая. Все христиане получили возможность публично опровергнуть свою враждебность по отношению к государству путем принесения жертвы перед статуей императора. И только в том случае, если они открыто отказывались сделать это и, следовательно, оскорбляли благоговение по отношению к его императорскому величеству и покровительствующим ему богам, их могли подвергнуть смертной казни. В любом случае государство не преследовало христиан как таковых; даже императорские указы, запрещавшие исповедание этой религии, никогда не приводили к общим преследованиям. Сами по себе эти указы были простыми повторениями директив Траяна. А то, каким образом их следовало выполнять, оставалось на усмотрение провинциальных властей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10