Институирование
Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Институирование
Страница 10

С чисто организационной точки зрения христианская Церковь обладала аспектом установленного института. Первоначально организованная в виде отдельных собраний, копировавших еврейские синагоги или языческие ассоциации, Церковь к началу III в. определи-ла как свою администрацию, так и свои духовные функции — концептуально цельная сеть — для формирования корпуса духовенства с иерархическим порядком. Высшее духовенство усвоило обычай совещаться по поводу единства взглядов на вопросы морали, веры и дисциплины. Мнение большинства среди этого высшего духовенства выражалось в согласованных публичных заявлениях.

Церковные власти руководили ритуалами, которые в большей или меньшей степени были заимствованы либо из иудаизма, либо из языческих мистерий. Все они были объединены с христианскими целями. Главные ритуалы снова были заряжены магической силой, знакомой адептам тайных культов Греции и Ближнего Востока.

К началу III в. христианство стало полноценной религией, правдоподобно представленной как самая полная из всех религий, поскольку она впитала в себя то, что можно считать наилучшим из всего существующего во всех остальных религиях. Кроме того, она могла сохранить то, что было самым удобным, самым сострадательным из всего. Для достижения спасения невежественному человеку нужно было только верить, без всякого понимания, и подчиняться властям, в то время как философски мыслящие могут бесконечно размышлять о догмах, которые сами по себе, основываясь на воплощении и искупительном распятии, неисчерпаемы по смыслу.

Христианство, проявляя себя как сложный синкретизм, в то же время провозглашает всестороннюю и, разумеется, фанатичную исключительность; оно не может делиться своими верующими ни с какой другой религией, оно не может терпимо относиться к соперникам. Распространившаяся, сформировавшаяся и обособившаяся от остальных социальных субъектов, Церковь выделяется на фоне враждебности к ней государства, а также враждебности со стороны огромного общества, которое она еще не «уговорила». Бросая вызов этому огромному обществу и постоянно пропитывая его, Церковь окажется готовой к тому, чтобы захватить лидерство в следующем веке, когда благодаря обращению Константина Великого в 325 г. она станет не только неоспоримым хранителем духовной власти, но и источником государственной силы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10