Столкновение с Римом
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Столкновение с Римом
Страница 3

У Марка все в этом отрывке кажется прологом к признанию. До этого мессианство Иисуса было, вероятно, скрытым; но позднее, по плану автора евангелия, он изображен страдающим Мессией, идущим к славе через распятие.

Но именно в этом плане автора евангелия самым явным образом обнаруживается более поздняя доктрина. Более позднее поколение, которое знало трансцендентальную цель распятия и прославления и знало, что Иисус — Мессия, должно было интерпретировать весь последний акт трагедии, как и всю жизнь Спасителя, таким образом, чтобы стало возможным воспринять то, что Савл назвал «камнем преткновения креста» и что без эзотерической расшифровки могло произвести впечатление лишь на иудеев эпохи Иисуса, будучи особенно позорным и непривлекательным.

Тот факт, что это экзальтированное толкование распятия является последующей доктринальной, так сказать, подчисткой событий, может быть продемонстрировано несколькими необъяснимыми отрывками: «Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк. 19:11). И «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно, говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).

Эти слова показывают, что группа Иисуса, приближаясь к Иерусалиму, была полна восторженного ожидания долгожданного события и что, следовательно, предсказание Иисуса о его страдании и смерти должно было быть внесено в текст евангелия позднее (Мк. 10:33 и сл.; 8:31, 9:31).

Та же тема дается, наоборот, в прямом утверждении, зафиксировавшем простой факт: последователи Иисуса были так расстроены крушением только что упомянутых надежд, что разбежались в разные стороны: «Тогда, оставив Его, все бежали» (Мк. 14:50). Учитывая благочестие времени, когда это было написано, данный текст надо рассматривать, конечно, как шедевр сдержанности. И хотя автор евангелия пытается смягчить поведение учеников Иисуса различными извиняющими обстоятельствами: мол, в любом случае Иисус все предвидел и надо было смириться с неизбежным, тем не менее остается в силе факт замешательства в рядах его учеников и их отказа от Учителя. Говоря исторически, это противоречит спокойному предсказанию Иисуса относительно его собственного страдания и смерти.

В соответствии с этим, поскольку деятельность Иисуса, как она описана в евангельском тексте, реально не объясняет его смерти, он, по-видимому, был казнен по другим причинам, которые были стерты. Давайте еще раз бросим взгляд на доктринальное приукрашивание в более поздних евангелиях. Игнорируя на момент более позднее толкование смысла распятия, зададимся вопросом: что могло бы быть практической целью входа Иисуса в Иерусалим?

Мы должны предположить, что вследствие своего провала в Галилее он решил искать решение проблемы в Иерусалиме. И, несмотря на некоторые содержащиеся в евангелиях указания на популярность там Иисуса, остается обратное впечатление, а именно — что он не встретил там достаточно широкого одобрения. И действительно, существует странно жестокий обвинительный акт в адрес городов Хоразин, Бетсайда и Копернаума, который определенно должен быть памятью о разочаровании Иисуса, если это не просто еще одно редакторское украшательство.

Далее, если мы посмотрим на признание в Иерусалиме с чисто духовной точки зрения, то на какой успех мог рассчитывать Иисус в искушенной, организованной, правительственной среде Иерусалима, если он не произвел достаточного впечатления на простой народ Галилеи, чтобы обеспечить себе там достойное пребывание? Иерусалимская аристократия, не говоря уже о римлянах, вероятно, смотрела бы на него как на провинциального выскочку и проигнорировала бы его или сразу же отвергла.

Итак, резюмируем: на основе всего записанного в евангелиях — духовного учения Иисуса, провозглашения им Царства Божьего, его популярности среди народа — нельзя понять ни причины решения Иисуса торжественно войти в Иерусалим, ни того, почему, сделав это, он дошел до такого жестокого и позорного конца.

Чем внимательнее на все это смотришь, тем более запутанным все выглядит. При такой скудости информации трудно определить масштаб ее правдоподобия. Создается впечатление, что мы потеряли дорогу и у нас нет компаса. Но фактически этот компас можно найти. В самом ядре евангельского повествования, в его кульминации существует загадка — распятие и его причины. Но сама эта загадка — результат подсознательной маскировки, которой была подвергнута ранняя традиция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8