Столкновение с Римом
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Столкновение с Римом
Страница 2

Это, конечно, может быть также основное, хотя и искаженное значение фразы в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). У Луки это предложение звучит даже проще: «Блаженны нищие [духом], ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20).

Таким образом, мы можем окинуть взглядом социальную суматоху, которая приведет к казни Иисуса, попробовав сделать ее понятной.

И теперь все, что мы сказали ранее по поводу иудаистской природы проповеди Иисуса и той аудитории, которой она была предназначена, прямо помещает Иисуса в иудейский интеллектуальный мир его эпохи. Разумеется, этот мир был значительно менее монолитным, чем могло показаться; в нем проявлялось множество различных тенденций, акцентов и конкретных целей. И, прежде всего, именно интеллектуальный мир общины ощущал угнетение со стороны иноземной ненавистной власти, которая, как мы видели, в конечном счете сыграла решающую роль в ликвидации Иисуса.

Именно эта иноземная власть должна привлечь наше внимание. Римляне были безразличны к религиозным делам своих подданных, и, хотя они недолюбливали иудеев по целому ряду причин, считая их буйным и непокорным народом, занимающим важнейший аванпост империи, непостижимо преданным своему бестелесному Богу, нет никаких оснований думать, что их тревожило чисто религиозное движение в среде их подданных.

С другой стороны, если исходить из евангельского повествования, кажется, что Иисус занят исключительно абстрактной этикой и религией. Его знаменитая открытая ссылка на государственную власть: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17) — определенно звучит так, как будто она была задумана для сохранения статус-кво. Поэтому трудно на основе евангелий понять роль римлян в казни Иисуса.

То же самое можно сказать и о храмовых властях. Хотя и имеются общие признаки сопротивления Иисуса высшему иудейскому классу, но именно это обстоятельство, если исходить из евангелий, ускользает от нас.

Его высказывания кажутся предельно выдержанными в нормах иудаизма, и если его проповедь действительно подытожена в дошедших до нас евангельских текстах, то невозможно понять, почему храмовые власти или вообще иудейская аристократия оказались замешанными в заговоре с целью убить Иисуса.

Далее евангелия, не сообщая мотивации, указывают на поворотный пункт в карьере Иисуса, и это, каким бы загадочным ни казался сам факт, несомненно, имело место.

После сообщения об отправке учеников с их миссией (Мф. 10:5 и сл.), с инструкциями, которые излучают оптимизм и надежду на неминуемое установление Царства Божьего, в повествовании обнаруживается резкий разрыв.

Странствия Иисуса взад и вперед по Галилее, которые в любом случае не имеют видимого смысла, внезапно прерываются: вся его карьера сосредоточилась на решении идти в Иерусалим.

Вступление в Святой Город явно многозначительно. Причины, побудившие Иисуса прийти туда, подстегнули изобретательность многочисленных исследователей. Сообщение евангелий о том, что он делает там, настолько сухо и невразумительно, что целый ряд гипотез выглядел убедительным.

Здесь нет необходимости обсуждать их. В своей основе евангелия равнодушны к реальным, т. е. историческим, мотивам Иисуса. С их точки зрения, очевидно, что его вход в Иерусалим является вступлением к драме распятия, к воскресению и прославлению. Как мы увидим, эта выгодная позиция преобладает во всем Новом Завете.

В Евангелии от Марка, являющемся самой ранней версией деятельности Иисуса, вступление в Иерусалим — не только кульминация карьеры Иисуса, но и ее суть. Перемена настроения и взгляда, приведшая к этому, резюмирована в следующем отрывке:

«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:27—33).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8