Воскресение
Иисус Христос в жизни / Пятое Евангелие / Воскресение
Страница 3

Свт. Д. Ростовский. С. 516.

Во многих случаях саркофаг, ложе или другое место упокоения высекалось в массивной скале и, таким образом, должно было возвышаться над полом или выдаваться со сторон пещеры при ее высечении. В случае каменного ложа оно было плоским или слегка вогнутым, на 2-5 сантиметров, чтобы дать телу возможность лежать; в головах нередко оставалось возвышение, служившее подушкой, либо круглая ниша для той же цели. Такие ложа обнаружены в каменных гробницах этрусков, древних греков и жителей Малой Азии. В еврейских гробницах в Сирии почти всегда используются углубления в стенах пещеры, но при этом допускается значительное разнообразие. В простейшей форме мы имеем дело с прямоугольной полостью на поверхности скальной стенки пещеры, причем ее нижняя часть обыкновенно выше, чем пол помещения, а длина и высота соответствуют размерам человеческого тела. Нередко её верхняя часть, так называемый «соффит», высечена в виде полукруглой или состоящей из сегментов арки — это обычная форма ниши, в которую помещался саркофаг.

А. Уиллис. С. 250.

Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Иоанн. 19:39

Другой член синедриона, Никодим, принес свиток мирры и алоэ, в благовонной смеси, которую часто использовали евреи для умащения и погребения…

А. Эдерсхайм.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл. С. 189.

Из раввинических источников мы знаем, что Никодим, сын Гориона, был одним из членов совета (синедриона. — Е. Г.) Иерусалима и одним из трех богатейших патрициев города.

Д. Флуссер. С. 162.

Если он, — что вполне вероятно, — является одним и тем же лицом с Никодимом Бен Горионом, упоминаемым в Талмуде, то должен быть человеком громаднейшего состояния и, хотя он в течение жизни Иисуса старался держать себя далеко в стороне от Него, но в вечер Его смерти сердце его наполнилось состраданием и упреками совести и он поспешил к кресту и погребению с жертвами, которые показывали истинно царскую шедрость…

Ф. Фаррар. С. 446.

Никодим принес столько ароматов, что их достаточно было бы на погребение самого первосвященника. Это было смешение из смирны (смолы благовонной из одного дерева, растущего в Аравии) и алоя (благовонного растения, коего не слишком удачная порода была и в Палестине, но лучшую привозили из Индии): то и другое употреблялось при погребении, иногда в порошках, иногда в виде масти. Если вес благовоний, отмеченный евангелистом (около ста фунтов) и не соответствует в точности нашему весу, то, по крайней мере, заставляет предполагать, что их принесено было значительное количество. Остаток благовоний мог быть употреблен на то, чтобы усыпать гробницу. Некоторая часть, вероятно, была сожжена по окончании погребения, такие примеры можно отыскать в истории погребальных иудейских обрядов.

Архиеп. Иннокентий. С. 446–447.

Для погребения Спасителя употреблено было почти 100 фунтов мирры и алоя. Эти благовонные масти имели свойство предохранять тело от разложения. Четырех или пяти фунтов было бы достаточно для того, чтобы забальзамировать тело Иисуса, но оно, так сказать, было погружено в благовонные масти, а не помазано ими только…

А. Лопухин. С. 899.

Тело поместили на каменное ложе, туго обернули полосами материи и покрыли благовониями. Цифра в сто литров, о которой говорит Иоанн, представляется весьма правдоподобной. Иосиф был богатым человеком, и, несомненно, стремился искупить свою трусость при жизни Иисуса, устроив Ему роскошные похороны. Хотя количество благовоний и велико, были и другие такие случаи, причем немало. При погребении равви Гамалиила, современника Иисуса, использовали около 80 фунтов благовоний

М. Грин.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл. С. 190.

Если кому-то количество благовоний, употребленных на погребение Иисуса, покажется чрезмерным, напомним, что Иосиф Флавий, еврейский историк I века, упоминает похороны Аристобула, который был «убит, не достигнув восемнадцати лет, и всего год пробыв в первосвященниках». Его похороны Ирод «постарался сделать как мог роскошными, тщательно подготовив гробницу, чтобы положить в неё его тело, истратив множество благовоний и положив в гробницу большое количество украшений».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10