Притчи — игрушки с небесИисус Христос в жизни / От Иисуса к Христу / Притчи — игрушки с небесСтраница 2
А. Дидон. С. 341.
Дом наполнился благоуханием, к великому удовольствию всех, за исключением скупого Иуды из Кариота. С точки зрения общины, привыкшей к бережливости, это было расточительностью. Жадный хранитель денежного ящика, каковым по преданию он был, вычислил тотчас же, за сколько миро могло быть продано, и сколько бы оно принесло денег в кассу для бедных.
Э. Ренан. С. 264.
Вдруг слышится голос Иуды, от которого вздрагивают и Он, и она: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иисус смотрит на двух людей: женщину снедает любовь, мужчину — жадность и зависть. Он всегда говорил с Иудой серьезно и мягко, будто испытывая ужас перед его судьбой…
Ф. Мориак. С. 179.
Цена этого нарда в то время была сто динариев за фунт (Это была большая сумма для того времени. — Е. Г.).
Полная популярная библейская энциклопедия. С. 475.
…Когда ему сказали о бедных, он ответил довольно горячо: «бедных вы всегда будете иметь с собою, меня же не всегда будете иметь». И в порыве экзальтированного чувства он обещал бессмертие женщине, которая в эту критическую минуту дала ему доказательство своей преданности.
Э. Ренан. С. 264.
В Евангелиях не раз упоминается драгоценное нардовое миро, служившее предметом особенной роскоши при умащении головы и тела. Таким именно миром помазала голову Христу грешница в доме Симона-фарисея, а также и Лазарева сестра Мария, снова возбудившая негодование Иуды. С таким же миром, вероятно, и мироносицы шли ко гробу своего Учителя. Что же это за миро?
А. Лопухин. С. 887.
Древность была весьма хорошо знакома с нардовым миром. Так Птоломей говорит, что нард есть пахучее растение, которое растет, главным образом, в Рангамати, на границах страны, называемой теперь Бутан. Плиний различает в нем двенадцать видов. На первое место он ставит нард индийский, потом сирийский, галльский, нард критский. Нард индийский он описывает таким образом: «Это куст с широким и жестким корнем, но коротким, черным и хрупким, хотя и маслянистым в то же время. Запах, пожалуй, походит на запах кипариса; вкус терпкий, листья небольшие и идут пучками. Верхушки нарда развиваются в косматые колосья. Отсюда и происходит то, что нард так славится своим двояким произведением, косматым колосом и листвой». Вероятно, это и есть тот самый нард, который принесла Мария Магдалина. Другие сорта, представляющие собою ни что иное, как травы, стоили гораздо меньше, и их можно было достать за несколько динариев…
Полная популярная библейская энциклопедия. С. 475.
Нард, которым Мария сделала столь благочестивое и обильное возлияние, есть несомненно «спиканард», в приготовлении которого главным и самым дорогим составом был корень одного индийского растения… Это род валерианы, отличающийся резким ароматическим запахом, и употребляется в качестве состава в мастях (мазях. — Е. Г.) и благовониях, равно как и в качестве возбуждающего средства в медицине .
А. Лопухин. С. 888.
Нард, который возливала Мария, был принесен ею в алебастровом сосуде. Открытия, сделанные в Сидоне в 1887 году, могут дать нам понятие о форме и качестве этого сосуда, который был в значительном ходу в то время и который часто встречается при раскопках, производимых в Египте, Финикии и других странах. Вот что мы читаем в сообщении об открытиях, сделанных в этом древнем финикийском городе. «Раскопки (в Саиде или Сидоне) дали несколько alabastrum или алебастровых ваз, предназначенных для благовония. Они все из египетского алебастра, в виде груши, в 25 сантиметров высоты, без всяких других украшений, кроме замкнутых круговых линий, оставленных на выпуклости токарем; отверстие узкое (3 сантиметра), сама ваза хрупкая и имеет стенки не более сантиметра в толщину . Быть может, одну из ваз этого именно рода разбила Мария у Его ног. В этом сосуде, как говорит ев. Иоанн, содержался фунт нардового мира… Алебастровые вазы из Сидона могут содержать в себе много этого мира».
Полная популярная библейская энциклопедия. С. 34.
Мирра, (смирна) — есть благоуханная смола из бальзамного дерева, растущего в Аравии, Египте и Абиссинии. Смола эта отчасти сама собою истекала из дерева, отчасти добывалась посредством надрезывания коры дерева. Она масляниста, сгущаясь, получала цвет беловатый, отвердев же, становилась красноватою; вкус этой смолы остро-горький, запах особенно ароматичный: до того, что производил кружение в голове и даже потерю сознания. Мирра, или смола эта, по способности ее противостоять всякому гниению, у иудеев и египтян употреблялась на мазание и бальзамирование тел умерших. В Ветхом завете миро для священного помазания составлялось из смирны (иными словами — мирры. — Е. Г.), то есть смолы самотечной, корицы и пахучего тростника, из кассии (лекарственное растение из семейства бобовых.— Е. Г.) и оливкового масла. Этим миром, по повелению Божию, были помазаны Скиния Завета, потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу, а после помазывались миром цари и пророки. Помазание миром есть высший, внешний, видимый знак освящения предмета и сообщения помазуемому человеку даров и сил Духа Божия. И в православной христианской Церкви от времен апостолов существует таинство миропомазания, чрез которое верующему при помазании освященным миром его головы, персей, глаз, ушей, губ, рук и ног во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, растящие и укрепляющие в жизни духовной. Священным миром помазуются христианские храмы и цари при короновании на великое царственное их служение…