Притчи — игрушки с небес
Иисус Христос в жизни / От Иисуса к Христу / Притчи — игрушки с небес
Страница 13

Ф. Мориак. С. 232–233.

Вот бесчестный управитель, которого хотят прогнать, обеспечивает свое будущее по меньшей мере сомнительной сделкой. Безусловно, он негодяй — но какой образчик находчивости в отчаянной ситуации!

Ч. Додд. С. 38.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о Тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку! и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Лука. 16:1–8.

Иногда Учитель, более сведущий в делах небесных, чем земных, обучал еще более странной политической экономии. В причудливой притче один управитель восхваляется за то, что прибрел себе друзей между бедными за счет добра своего господина, ради того, чтобы бедные в свою очередь ввели его в царствие небесное. А так как бедные будут распорядителями этого царствия, то, по-видимому, они будут принимать только тех, кто им подает милостыню. Предусмотрительный человек, думая о будущем, должен стараться расположить их в свою пользу. «Фарисеи, будучи скупыми, — говорит евангелист, — слышали это и смеялись над ним». Слышали ли они также следующую грозную притчу? «Был один богатый человек, который одевался в пурпур и тонкие одежды и каждый день ел вкусно. Был также бедняк, по имени Лазарь, который лежал у его дверей, покрытый язвами, и жаждал насытиться крошками падающими от стола богатого. И псы приходили лизать его раны. Вскоре случилось, что бедняк умер и был отнесен ангелами на лоно Авраама. Богач умер также и был похоронен. Из недр ада, будучи в муках, он поднял глаза свои и увидел Авраама и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я страшно мучусь в пламени сем. Но Авраам ему сказал: сын мой, вспомни, что ты получил свою часть добра в жизни своей, а Лазарь свою часть зла. Ныне же он утешен, а ты страдаешь». Не вполне ли это справедливо? Позднее эта притча была названа притчей «о злом богаче». Но, в сущности, это просто притча о «богаче». Он в аду, потому что был богат, потому что не раздавал своего добра бедным, ел хорошо, в то время, как другие у дверей его ели плохо, ничего не ели. Наконец, однажды, когда Иисус, не доходя еще до таких крайностей, предлагал лишь в виде совета, что тот, кто желает быть совершенным, должен продать свое имущество и раздать нищим, Он все-таки в заключение присовокупляет этот суровый приговор: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие».

Э. Ренан. С. 156–157.

Впрочем,

несколько повелительный тон таких речений, уравновешивает другая особенность Его учительства, тоже подчеркнутая в Евангелиях. Мы не раз видим, как Иисус, аргументируя, приводит к доказательному выводу. Такие диалоги обычно очень кратки, однако сквозь сжатость и стилизацию нетрудно различить настоящий спор. Довольно часто Иисус постепенно подводит собеседника к ответу на его же вопрос — вопрос при этом предстает в совершенно ином свете. Многие притчи, явно служили этой цели: слушающему предлагалось вынести суждение о вымышленном происшествии, чтобы затем приложить его к реальному, нынешнему случаю.

Ч. Додд. С. 44–45.

Но вот приближаются фарисеи. Голос Господа тут же меняется, становится грозным. Он знает, что они посланы синедрионом, чтобы играть в смертельные «кошки-мышки», чтобы уловить Его в сети своего хитроумия, уловок своих…

Ф. Мориак. С. 184–185.

Сын Человеческий удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну притчу, в коей под покровом иносказания раскрыт был нечистый образ мыслей иудейских первосвященников, указана вся, так сказать, превратная и жалкая система их действий в отношении к Мессии.

«Один богатый человек, — сказал Господь, — насадил у себя виноград и прилагал о нем особенное попечение: оградил его оградою, выкопал в нем колодец и поставил башню для стражи. Так как дела требовали присутствия его в другом месте, то он, при своем отправлении туда, отдал виноградник виноградарям, с условием, чтобы они каждый год доставляли ему известное количество вина и плодов. Когда наступило время собирать плоды, он послал своих слуг к виноградарям за условленною частью. Но виноградари приняли их вражески: иных прибили, другим камнями проломили голову, иных убили до смерти (как, например, в древности по наущению иудейского священства убили пророков Исайю, Иезекииля, Амоса). Хозяин винограда, несмотря на такую несправедливость и злобу, послал к виноградарям других слуг, но они и с ними поступили не лучше прежнего: иных убили, других отогнали с бесчестием . Наконец долготерпеливый хозяин послал в третий раз слуг, но опять без успеха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15