Религия и современный мир проблема взаимоотношений
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религия и современный мир проблема взаимоотношений
Страница 6

Жаркие споры разгораются также по поводу клятвы верности американскому флагу, которую произносят все школьники каждое утро перед началом занятий: «Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки, республике, которую он символизирует, единому народу перед Богом, неразделимому, где свобода и справедливость существуют для всех«Правомерность упоминания в этой клятве Бога уже неоднократно оспаривалась в судах.

В то же время, во Франции, стране с наиболее классическим вариантом отделения религии от государства, считающим религию частным делом, принято решение о включении в государственную школьную программу уроков по истории религий. По мнению Роже Дэбрэ, директора Европейского института по изучению религий, созданного французским правительством при Министерстве образования, невозможно понять великое искусство Ренессанса без христианской истории.

В другой европейской стране Германии в результате длительного судебного процесса было разрешено ношение платка мусульманкам-учителям в государственных школах (для сравнения: во Франции аналогичная тяжба еще не окончена. Платок считается символом исламского фундаментализма). Особый интерес представляет собой решение спора о наличии распятия в классных комнатах государственных школ. Высший конституционный суд ФРГ в 1995 году вынес решение, что наличие распятия в классных комнатах государственных школ в целом по стране и в Баварии, в частности, противоречит свободе вероисповеданий. Поскольку не существует государственной церкви, постольку не может быть и символа одной из многих других религий в классных комнатах общественных школ. Однако страсти не утихли до сих пор. Осенью 2003 года заместитель министра Баварии по религиозным вопросам Карл Фэллер заявил, что Баварскую Конституцию следует понимать как провозглашающую христианские принципы; а поскольку сфера образования входит в ведение земель ФРГ, то, следовательно, распятие следует оставить в государственных школах Баварии.

С 1984 года Римско-католическая церковь в Италии не является государственной. Но, разумеется, осталась ее многовековая связь с государством. В этом отношении примечательно судебное решение о наличии распятия в классных комнатах общественных школ. Суд города Л'Аквила признал правомочным удовлетворить жалобу мусульманина, не пожелавшего, чтобы его дочь видела распятие на стене. Данное решение вызвало неоднозначную и противоречивую реакцию итальянцев. Наряду с одобрением, отчетливо звучат возмущенные голоса, как католических священников, что вполне объяснимо, но так же и государственных деятелей, призывающих к обязательной демонстрации распятия в классных комнатах, публичных местах и на вокзалах.

Не менее интересный скандал разыгрывается и в России, где уже длительное время муссируется вопрос о необходимости преподавания в школе основ православной культуры. Одним из последних мест, где прорабатывался данный вопрос, стала недавно созданная Общественная палата. От имени православного большинства 28 ноября 2006 года митрополит Калужский и Боровский Климент сообщил, что если бы православие преподавали в школе, то трагедии с Андреем Сычевым бы не произошло, потому что его мучители были бы по-другому воспитаны. Как отмечают СМИ, обоснованность выводов митрополита стала понятна, когда он сказал, что в школах «детям навязывают устаревшие дарвиновские теории», тогда как три мировые религии давно выяснили, как произошел человек.

В то же время в защиту других религий выступили главный раввин России Берл Лазар и председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский. Первый призвал, чтобы в школах преподавали не только православие, а основы всех четырех главных российских религий. А второй пожаловался, что против евангелистов развернут террор. Так, на днях в Хакасии пожарные с подачи местного департамента образования закрыли одну из школ, где преподавали евангелисты. По словам г-на Ряховского, это «лучшее здание школы в республике», и закрыли его «в интересах определенной конфессии, понятно, какой». Тем временем самих евангелистов в школьных учебниках клеймят, как «секту и пятую колонну Запада». Впрочем, как считают представители СМИ, присутствовавшие на заседании, противники изучения религии в школах находили свои аргументы. Так, в ходе дискуссии выяснилось, что под обложкой «Основ православной культуры» на самом деле скрывается «Закон Божий». Об этом сообщил член Общественной палаты Олег Зыков, сославшись на заключение экспертов. А его коллега Александр Адамский предупредил, что если «Основы православной культуры» станут обязательным предметом, они будут вызывать у школьников такое же отвращение, как сейчас вызывает литература.

Представляющий Минобрнауки России замминистра Дмитрий Ливанов сообщил, что из 79 регионов, откуда на запрос министерства получены ответы, основы религии в 19 регионах не преподаются, в 35 регионах религию изучают до тысячи школьников, в 17 регионах – несколько тысяч, и лишь в восьми регионах преподавание ведется полномасштабно. Лидирует Белгородская область, где основы религии изучают около 150 тыс. учащихся. Среди лидеров так же Чечня, Ингушетия и Московская область. При этом в Минобрнауки России считают, что религию должны преподавать в школе только светские учителя и либо как факультативный курс, который дети старше 14 лет выбирают сами, а за детей до 14 лет выбирают родители, либо как спецкурс из числа предлагаемых по выбору в рамках школьного компонента. В итоге Общественная палата рекомендовала Минобразования оценить соотношение запросов на изучение курсов религиозной культуры и курсов научного религиоведения. И потом включить элементы религии, рассказывающие о происхождении человека и смысле жизни, в школьные курсы истории, обществознания и биологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7