Религия и современный мир проблема взаимоотношений
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Религиозный фактор как основа межконфессиональных противоречий / Религия и современный мир проблема взаимоотношений
Страница 1

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Генсек Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Джон Грац считает, что «западный мир прошел через множество религиозных войн, прежде чем понял, что можно верить по-разному и даже ни во что не верить». В этих условиях, без уважения всеми свободы совести, считает почетный президент Евразийского отделения МАРС профессор Анатолий Красиков, невозможна консолидация общества. В то же время, по мнению лидера российских католиков митрополита Тадеуша Кондрусевича, пора отойти от модели религиозного государства, так как на деле общество поликонфессионально, и власти должны исходить именно из этого факта. При этом необходимо учитывать, по мнению представителя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константина Бендаса то, что веротерпимость и все религиозные объединения страны равны перед законом. С последним мнением трудно не согласиться, другие по-нашему мнению, требуют дополнительного осмысления.

Е.Ним считает, что в соответствии с уровнем конфликтности (измеряемым по показателям конфликтогенности религиозного сознания и конфликтирования на религиозной почве) можно выделить пять конфликтологических типов религиозности:

1. Высокий уровень конфликтирования и конфликтогенности (РПЦЗ, старообрядцы).

2. Высокий уровень конфликтирования и низкий уровень конфликтогеннности (кришнаиты).

3. Средний уровень конфликтирования и конфликтогенности (евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня).

4. Средний уровень конфликтирования и низкий уровень конфликтогенности (пятидесятники).

5. Низкий уровень конфликтирования и средний уровень конфликтогенности (РПЦ).

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные

религии описывают это одним

языком.

Буддизм:

“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Конфуцианство:

“Не делай другим того, чего не хотел бы от других”.

Индуизм:

“Не делай другому того, от чего больно тебе”.

Ислам:

“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.

Джайнизм:

“В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.

Иудаизм:

“Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.

Сикхизм:

“Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”.

Даосизм:

“Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”.

Зороастризм:

“Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.

Христианство:

“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Религия, будучи специфической подсистемой общества,

Религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. Для религий характерны как функция, ведущая к про-тивопоставлению народов и последователей разных ве-роисповеданий, так и инте-гративная, и регулятивная функции, которые позво-ляют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людей.

Это можно проследить на двух биполярных примерах.

В Татарстане 90% молодых людей разных национальностей считают, что религия способна поднять духовный, нравственный уровень человека. С религией они связывают проявление таких качеств личности как душевность (66%), жизнерадостность (82%), забота о людях (78%), терпимость (76%), уважение к людям (61%) – диагр. 1. Татары возлагают большие надежды на формирование нравственного сознания молодежи на основе учения Корана, с помощью мусульманских традиций. Положительное отношение к возрождению религиозных ценностей высказало 58%, отрицательное отношение - 34%.

Диагр. 1. Качества личности, присущие верующему, по мнению молодежи Татарстана (в %)

Диагр. 1.

Качества личности, присущие верующему, по мнению молодежи Татарстана (в %)

В то же время мировая практика свидетельствует, что существуют факты, свидетельствующие о том, что религия может действовать как фактор разрушительный, несущий конфликт, а не интеграцию и стабильность. Так, например, с 21 по 23 марта 2005 года в г. Екатеринбурге по приглашению миссионерского отдела Екатеринбургской епархии проводил лекции Александр Дворкин. Лекция называлась «Тоталитарная секта «Новая Жизнь» – погоня за властью и деньгами», «Вернем детям ДК «Энергетик». Следствием данных лекций стал конфликт на религиозной почве. Приведем его описание по данным материалов «Славянского Правового Центра».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7