Формирование новой верыТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Формирование новой верыСтраница 8
Фактически эта тенденция претендовала на то, чтобы иметь свое собственное особое откровение, которое само по себе оправдывало бы самые экстравагантные комбинации, которые все вместе составили синкретическую систему, в которой Иисус Христос был просто элементом. Такое христианство искажало исторический контекст, с которого оно начиналось, и стало фактически почти неузнаваемым. Оно превратилось в нечто иное, как часть сложной космогонии и трудной для понимания системы метафизики, все остальные части которой, в сущности, никак не были связаны с ним.
Все эти «гносисы» расцвели во II в. Именно из-за своей сложности, причудливости и бесчисленности они инспирировали потребность в определенной иерархической организации, которая приблизительно в тот же период начала уже принимать более или менее ясные очертания.
Развивающаяся вера явно нуждалась как в дисциплине, так и в авторитете, который защитил бы эту дисциплину, а также представил ее. Поэтому власть все еще находившегося в зачаточном состоянии духовенства сконцентрировалась, то есть усилилась и укрепилась благодаря квазимонополии, которой оно быстро завладело, распределяя магическую силу, присущую таинствам, и институционализируя теорию, лежащую в их основе, и организацию, воплощающую их в жизнь. Хаотические споры II в. стали самым мощным фактором организации центральной власти — Церкви.
Кроме того, христианство развивало свой ритуал (по тем же самым причинам и благодаря тем же самым процессам) в соответствии с эволюцией его догматической структуры. Для эллинистической среды было естественным являться проводником языческого ритуализма в то, что было простым поклонением самого раннего периода, когда это поклонение основывалось только на «духе» и «истине». Весь языческий ритуализм каким-то образом проник во все развивающиеся христианские церемонии, несмотря даже на то, что генетическая связь между христианским и языческим ритуалом могла оставаться неясной. Несомненно, в IV в. некоторые из этих языческих ритуалов были искоренены, но это лишь ускорило ассимиляцию остальных.
Таким образом, простые практики, унаследованные от иудаизма и знакомые самым ранним религиозным кругам — крещение, преломление хлеба, наложение рук, молитва, пост, — наделялись все более глубоким и, в конце концов, таинственным значением. Они расширились, углубились и украсились ритуалами, взятыми из языческого окружения, зарядились бесчисленными проекциями, заключавшимися в греческих и восточных мистериях, и таким образом напитались всеми силами античной магии.