Агитация за Царство БожьеТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Агитация за Царство БожьеСтраница 2
Однако, хотя и очевидно, что существовала естественная напряженность между представлением о Яхве как о вневременном Создателе Вселенной и историческим фактом, что это представление лелеял в то время лишь один народ — евреи, никогда ранее не наблюдалось такой активности.
После депортации еврейских высших классов в Вавилон в 582 г. до н. э. евреи были политически спокойны; и после того, как персы, разбив Вавилон, восстановили через пятьдесят лет еврейскую элиту в анклаве размером около 1200 кв. миль вокруг Иерусалима, обеспечивая их религиозную автономию в течение двух веков, евреи не занимались никакой политической деятельностью.
Именно в период, когда греческая культура, в течение длительного времени проникавшая на Ближний Восток, набрала политическую силу в III в. до н. э., евреи вновь начали играть активную политическую роль, и этот период длился до создания Римской империи, примерно до времени рождения Иисуса.
Греко-македонские завоевания, начатые Александром Великим, изменили облик Ближнего Востока и всего мира. Греческая культура стала носить характер эпидемии, уничтожая самобытность всех наций, с которыми столкнулись греки, растоптав такие нации, как вавилоняне, арамейцы, египтяне, и много малых народов, разбросанных по огромному ареалу. Изменив образованные классы покоренных народов, она везде создала новую индивидуальность образованных людей. Эллинизм стал культурной федерацией, стоящей над политикой, даже при том, что именно эллинистические правительства проводили культурную экспансию. Например, он в течение одного поколения смёл древних египтян, и как только они потеряли вкус к обучению своих потомков древнему и сложному письменному языку, египетский народ в культурном плане стал крестьянским, лишенным руководящей верхушки.
Эллинизация означала значительно больше, чем создание нового правительства или культивирование греческого языка. Эллинистические учреждения в регионе, охватывающем Египет, Индию и Среднюю Азию, стали главной основой осмысленной жизни — общественной и частной. Эллинизация не только разрушила египетское общество, но и разгромила персидское государство и трансформировала персидское общество, — хотя персы сумели выжить и сохранить свою индивидуальность, — она придала самому Риму его духовную форму.
Помимо персов единственными народами, уцелевшими во время эпидемии эллинизации, были евреи и римляне. Римляне полностью поглотили греческую культуру, покорив греков военной силой, а евреи некоторое время духовно сопротивлялись ей, а затем, переварив некоторые ее элементы, интегрировали ее в собственные традиции.
Вскоре после завоеваний Александра Великого в III в. до н. э. древнееврейские писания были переведены на греческий язык, что явилось огромной и беспрецедентной акцией. Еврейская элита в Палестине так же, как и евреи во всей диаспоре, была с головой погружена в греческий язык. Кроме того, еврейская элита была на время полностью отлучена от иудаизма.
После столкновения с греческой культурой Царство Божье начало приобретать новый, динамичный вид. В нем хотели бы видеть закваску планов будущего: на волне фантастических эмоций начала формулироваться новая перспектива — учреждение реальной жизни Царства Божьего. Поскольку трудно было представить огромный масштаб власти Яхве, определяющей специфические изменения в мире, люди начали думать о человеческом существе, воплощающем и передающем волю Бога, поскольку цари, священники и разного типа лидеры символизировали сложные социальные процессы. Возникло ощущение, что как Яхве во время его превращения в единого Бога нужно было иметь агентов на земле в виде ангелов и т. д., так и Царству Божьему требуется агент будущих перемен — их провозвестник.
Таким агентом был Мессия. Первоначально слово это означало лишь «помазанный» (маслом). Помазание было частью старинной церемонии возведения на престол древнееврейского монарха. Эта церемония применялась и правителями в других странах (Киром в Персии). В конечном итоге понятие «помазанный», «Мессия» стало метафорой человека, который, как истинный пророк, выполнял Божью волю.
В обычном смысле Мессия вначале был потомком славного царя Давида из плоти и крови, которому в древнееврейских писаниях была обещана вечная власть (2 Цар. 7:12 и сл.), и считалось, что он просто провозглашает Царство Божье, изменение сегодняшнего естественного мира. Но благодаря греческим завоеваниям, преобразовавшим Средний Восток, включая и еврейский мир, земные идеи показались многим евреям неадекватными. Царство Божье, наступление которого возвестил Мессия из плоти и крови, подчинилось идее сверхъестественного мира и открылось фантастическому воображению, поскольку Мессия из другого мира, из небесных высот должен был завершить прошлую Историю и инициировать будущую. Простота монотеизма дополнилась новой теорией, включавшей в себя битву между добром и злом — конфликты, ужасы, войны между ангелами и демонами, частично или полностью сверхъестественных героев, а также идею о тысячелетии, за которым последует всеобщее воскрешение мертвых, общее воздаяние, Последний суд.