Обзор перспективТеория происхождения христианства / Предисловие / Обзор перспективСтраница 3
И все же результаты тщательного исследования этих рукописей оказались разочаровывающими. Многие рукописи, найденные с момента появления первого их десятка, усилили еврейский фон, особенно мессианский иудаизм, характерный для двух веков, охватывающих появление христианства, но они ничего не добавили к сведениям о самом раннем христианстве, за исключением отрицательных выводов: в генезисе христианства нет еврейских элементов, кроме тех, что уже обозначены в евангелиях, Деяниях апостолов и в Посланиях Савла из Тарса. Они не пролили никакого света на фигуру Иисуса, не выявили какого-то особенного влияния с какой-либо стороны, оказанного на формирование христианства. Фактически они ничего не добавили к «самородкам» информации, находящимся в ранних христианских текстах, на которые я часто буду ссылаться.
Если бросить взгляд назад с более предпочтительной для нас точки зрения на научную критику, связанную с распутыванием проблемы происхождения христианства, то сам правильно понятый факт его вращения вокруг личности его предполагаемого основателя должен диктовать необходимость дифференцированного исследования образа Иисуса — живого человека и Иисуса — Сына Божьего. Собственная формула Савла обобщает это разделение: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17).
Это прямое заявление Савла заостряет внимание, с одной стороны, на сути христианской веры, а с другой стороны, на жизни Иисуса-человека и значении Иисуса — образца качеств, приписанных ему после смерти Христа, Сына Божьего, Света Земли, Спасителя Вселенной и Главы Вселенской Церкви.
Эта простая идея оправдывает деление изложения в настоящей книге на две части: первая — Иисус до Христа и вторая — Христос после Иисуса.
Поскольку евангелия, Деяния апостолов и Послания Савла содержат много информации о реальной жизни, мы убедимся, что создание определенной исторической конструкции сделает возможным извлечение обоснованных фактов даже из традиционных текстов, поскольку фальсификация была абсолютно не присуща авторам, редакторам и составителям таких текстов.
В этой книге я попытаюсь выяснить последовательность событий, в ходе которых первоначальная вера Иисуса, Иоанна Крестителя и Савла из Тарса в неминуемое установление Царства Божьего, т. е. в трансформацию реального мира, заменялась верой в божественность Иисуса Христа, Сына Божьего, а также показать, что основание универсальной Церкви стало возможным после разрушения иерусалимского Храма и поражения иудейского государства в римско-иудейской войне 66—70 гг.