Обзор перспектив
Теория происхождения христианства / Предисловие / Обзор перспектив
Страница 1

Возникновение религии — светское событие. в отношении христианства это очевидное заявление осложняется уникальным фактом — теснейшей связью ядра религии с событиями реальной жизни или, по крайней мере, с событиями, которые с исторической точки зрения считаются фундаментальными элементами религии.

Это оказалось самой большой трудностью для исследователей. Обширная литература о происхождении христианства не дает сколько-нибудь реалистического представления о его светском фоне.

Избитой фразой стали утверждения о сложности и неясности происхождения христианства, о чем свидетельствует более полумиллиона книг, рассматривающих эту тему.

Поскольку неоспоримых фактов оказалось далеко не достаточно, допускается, что возможно заполнять пробелы в нашей информации скорректированными теориями, догадками, размышлениями и бесконечными заимствованиями из других наук. В результате сотни тысяч ученых, полуученых и журналистов-популяризаторов создали такой лабиринт, что для нынешних исследователей стало трудно распознавать события, приведшие к возникновению самой распространенной религии в истории человечества.

Как мы убедимся, основной чертой имеющейся литературы о происхождении христианства является простое сочетание скудных данных и целенаправленных спекуляций. Непрестанное создание подобных книг по данной проблеме поддерживается расхожим нежеланием считать адекватной ту информацию, которая не является бесспорной. Это нежелание, очевидно, является результатом упорной борьбы некоторых религиозных организаций, которая в простейшем виде выражается в сильной антипатии к официальной вере в Иисуса — создателя религии, а в более общем плане — к положению о божественности Иисуса.

Если бы исследование происхождения христианства проводилось только в человеческой плоскости, то оно было бы, в конце концов, допустимо даже для верующих, которые должны принять раннюю версию о том, что Иисус, будучи божественным на сто процентов, был также и стопроцентным человеком. Почему же так упорно сохраняется это недовольство историческими выводами, подтвержденными тем, что уже известно и всегда воспринималось как данность?

В происхождении христианства фактически нет ничего таинственного. Абсолютно ясны широкие основы деятельности Иисуса в течение его жизни или, скорее, в течение той части его жизни, которая продолжает существовать в писаниях, а также в постепенном, как бы беспорядочном развитии веры, приведшей к созданию универсальной Церкви.

Два века тому назад, с самого начала «высокой критики» Библии, в основном развивался исторический подход к проблеме с большой примесью крупномасштабных идей. Скупые исторические данные или просто не принимались, или полностью игнорировались, а любая эмпирическая дискуссия была подчинена определенным идеям: философским в широком смысле этого слова или же экстраполированным из философии в виде теологии или неконтролируемых экскурсов в широкий диапазон привлекательных, но совершенно неприменимых в данном случае исследований. Здесь следует назвать гегельянство, марксизм, абстрактную социологию, литературную критику, теорию культуры. В современный период особенно заметную роль сыграли литературная критика и абстрактная социология, в области которых были созданы чрезвычайно запутанные произведения, связь которых с историческими событиями совершенно алогична.

Происхождение христианства исследовалось значительно серьезнее, чем происхождение иудаизма или ислама. Исторический фон формирования христианства понимается значительно лучше при наличии большого количества подробностей, немыслимых ни в исламе, ни даже в иудаизме, который, без сомнения, являлся фундаментальным фактором происхождения христианства.

Страницы: 1 2 3