Обзор перспектив
Теория происхождения христианства / Предисловие / Обзор перспектив
Страница 2

Альберт Швейцер однажды сослался на «высокую критику» Библии как на триумф в германской теологии, но истинно и то, что сама природа теологического интереса к происхождению христианства в конечном итоге привела к чувству безысходности при обдумывании результатов исследования.

Фигура Иисуса остается ускользающей, несомненно, из-за нежелания отказаться от ее теологического объяснения. Иисус — единственный главный герой влиятельной религии, который считается божественным; и уже сам этот факт может объяснить запрет на допущение даже скромных эмпирических данных.

Мы увидим, что тайну, окружающую фигуру Иисуса, следует объяснять специфическими, определенными и понятными историческими фактами, загадочность которых коренится не в их природе, а в неизбежной ограниченности наших знаний.

Удивительная особенность всех (включая и светские) историй происхождения христианства, которую обычно не замечают, состоит в том, что жизнь Иисуса молчаливо воспринимается как начало истории христианства.

Это, конечно, естественно, разумно и понятно, но может стать отправной точкой лишь в риторическом смысле — первым шагом в сложном изложении. Как мы убедимся, жизнь Иисуса ни в коей мере не является функциональным или каузальным началом христианства. Сама жизнь Иисуса не привела к созданию христианской доктрины. Кардинальный фактор любого серьезного исследования — признание факта формирования всех элементов христианства уже после смерти Иисуса.

Сами выражения «раннее христианство», «начало христианства» и другие вводят читателя в глубокое заблуждение. Произошел резкий разрыв между двумя формами исторической фактологии. Основная проблема генезиса христианства фактически может быть обобщена постановкой простого вопроса. Как была позабыта древняя идея о Царстве Божьем, а затем, провозглашенная в новой форме Иисусом и Савлом из Тарса (св. апостолом

Павлом), превращена в религию, вращающуюся вокруг обожествления Иисуса?

Казалось бы, это простой переход, однако именно перенос акцента с Царства Божьего на фигуру Иисуса должен был создать христианство.

Именно безмерное возвеличивание Иисуса как Сына Божьего в проповеди Савла из Тарса стало источником позднейшего убеждения Савла в том, что наступление Царства Божьего неизбежно и оно гарантировано воскресением и прославлением Иисуса; а более всего тем, что ключ к бессмертию — это отождествление верующего с умирающим и воскресающим Христом, Сыном Божьим.

Это стало основной структурой новой религии, которую можно было уже обоснованно назвать христианством.

Послания Савла послужили основой совершенно новой, абсолютно неизвестной Иисусу теологии, о которой не подозревал и сам Савл.

И хотя литература о происхождении христианства огромна, она лишь попытка прояснить небольшое собрание писаний — Новый Завет: прежде всего — Послания Савла, затем — четыре евангелия и Деяния апостолов. Для понимания исторического хода событий большое значение имеют работы Иосифа Флавия — еврейского военачальника, перебежавшего на сторону римлян во время римско-иудейской войны 66—70 гг.

Внезапный взрыв интереса к сложным хитросплетениям событий первого века был вызван открытием в 1947 г. рукописей Мертвого моря, ставших причиной одной из самых бурных полемик в истории науки. Она продолжалась одно-два десятилетия, затем стихла и разгорелась вновь в 80-х гг. Помимо многих ученых, бросившихся в битву, перспективой выяснения личности Иисуса и его окружения заинтересовалась огромная светская аудитория, взволнованная различными популяризаторскими публикациями, просочившимися из академической среды.

Страницы: 1 2 3