Контрреформация и итоги реформации
История христианской церкви / Реформация и контрреформация (1517–1648) / Контрреформация и итоги реформации
Страница 6

Реформация и контрреформация на Западе не оказала значительного влияния на Византийскую Церковь. Кирилл Лукар (1572–1638), обучавшийся в Женеве и избранный патриархом константинопольским примерно в 1620 году, заинтересовался религиозным кальвинистическим движением на Западе, но это не понравилось его собственному народу и иезуитам, которые не хотели, чтобы Восточная Церковь стала протестантской. Он опубликовал свое «Исповедание веры» в 1629 году, где очень четко проявились кальвинистические склонности. Он также послал один из трех самых старых манускриптов Библии – «Кодекс Александринус» в Англию (это было в правление Карла I). Враги Кирилла убедили султана приговорить его к смерти по обвинению в том, что он якобы подбивал к восстанию казаков. Синод в Вифлееме в 1672 году отверг все аспекты учения Реформации в его «Исповедании» и даже провозгласил, что Кирилл этого исповедания не писал. Таким унизительным образом провалилась попытка сделать Греческую Церковь Протестантской.

2. Тридцатилетняя война

Многие католики и лютеране были недовольны тем, что клерикальные правители Германии, ставшие протестантскими сделали свои земли также протестантскими, несмотря на Аугс-бургский мирный договор, который постановил, что если правители становятся протестантами, то они отказываются от своих земель. Кальвинизм, который не был признан на переговорах в Аугсбурге, возобладал в некоторых районах Германии, таких, как Пфальц, и кальвинисты желали законного признания. Иезуиты не упускали возможности вмешиваться в политические дела, например, Баварии и Чехии, с тем, чтобы возвратить утерянные земли Римской Церкви. Император Фердинанд II и Максимиллиан Баварский были обучены иезуитами в духе ненависти к протестантизму. Лютеране в Донаворте в 1606 году забили камнями процессию монахов, хотя монахи и согласились не пропагандировать свою веру вне монастырских стен. Максимиллиан встал на сторону монахов, захватил город и ввел туда солдат. Боясь разрыва Аугсбургского соглашения, протестантские правители образовали Евангелический союз в 1608 году, а в 1609 году правители, поддерживающие папу Римского, образовали Католическую лигу. Таким образом, в Империи наметились линии борьбы между двумя соперничавшими вероисповеданиями. Отчетливо видно, что внешняя война против Испании в Голландии и Англии и внутренний конфликт в Германии, Франции, Шотландии и в Цюрихе предшествовали окончательному установлению Реформации на этих землях.

Пражская дефенестрация (от лат. de fenestro – «из окна») в 1680 году дала ту искру, в результате которой разгорелась Тридцатилетняя война. Фердинанд, который стал императором в 1619 году, стал в 1617 году наследником бездетного императора Матфея в качестве правителя Богемии. В 1618 году протестанты выбросили представителей Матфея из окон замка в Праге в грязный ров с водой. Когда Матфей умер, жители Богемии избрали Фридриха, правителя протестантского Пфальца, правителем Богемии.

Начавшаяся в результате война разбивается на 4 фазы. Богемский период продолжался с 1618 по 1623 год. В этот период проходила борьба между императором Фердинандом и Максимиллианом Баварским, с одной стороны, и Фридрихом и богемцами – с другой. В сражении при Белой Горе около Праги в 1620 году Тилли нанес временное поражение протестантизму в Германии.

В датской фазе война с 1625 по 1629 год велась за то, чтобы не дать протестантстким государствам Северной Германии пережить судьбу Богемии. Христиан IV Датский пришел на помощь германским правителям, чтобы увеличить свои владения, а не только чтобы помочь протестантизму, но он потерпел поражение от императора Фердинанда II, имевшего способных генералов Тилли и Валенштейна. Император в эдикте о Реституции (возмещении) в 1629 году повелел, что все земли Римской империи, которые были заняты протестантами с 1552 года, должны быть возвращены, что протестанты должны быть изгнаны из районов, где правят католические правители, и признал только лютеран и терпимое отношение лишь к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9