Контрреформация и итоги реформации
История христианской церкви / Реформация и контрреформация (1517–1648) / Контрреформация и итоги реформации
Страница 3

Китай, который принял несторианство в VII веке и католическое христианство примерно в 1300 году через Ионна из Монте-Корвино, в третий раз испытал на себе влияние христианства через иезуитов. Маттео Риччи (1552–1610), знавший математику и астрономию, подаривший часы императору и желавший одеть христианскую культуру в местные одежды и обычаи, прибыв в Пекин в 1601 году, вскоре имел примерно 6 тысяч последователей. К 1700 году иезуиты в Китае, по их свидетельству, имели уже 300 тысяч последователей. В начале XVIII века монахи были изгнаны и против них выступил император.

Франциск Ксавье, который проповедовал во многих местах Дальнего Востока, высадился в Японии в Кагошиме в 1549 году, а в 1614 году, как утверждали монахи, было обращено 300 тысяч японцев. Жестокие гонения с войнами и мучениками разрушили эти усилия в начале XVI века, когда правители Хидиоши и Иазу выступили против монахов, поскольку им казалось, будто монахи были агентами европейских государств.

Роберт де Нобили (1577–1656), который одевался в одежду индейцев высшей касты и изучал их культуру, распространяя католическую веру в Индии. Филиппинцы обратились как нация к католической вере во второй половине XVI века, и эта церковь до сих пор охватывает большинство людей на Филиппинах. Монахи дошли до Индокитая, где тоже была образована сильная католическая церковь.

Центральная и Южная Америка благодаря испанцам и португальцам, а Квебек благодаря французам добавились к этому списку. Католичество до сих пор доминирует в этих районах. Церковный империализм Испании, Португалии и Франции шел рука об руку с политическим империализмом. Во всей этой миссионерской экспансии иезуиты играли ведущую роль. Доминиканский монах Варфоломей де Лас Касас (1474–1566) еще в начале эры миссионерской экспансии выступал против неправильного обращения с индейцами в испанских поселениях и против того, чтобы делать их рабами.

6. Кардинал Цезарь Бароний (1538–1607) по просьбе Филиппа Нери (1515–1595) провел исследования и сочинил двенадцатитомный труд «Церковные анналы» (1588–1607), чтобы опровергнуть тридцатитомное сочинение «Магдебургские столетия», которые редактировал Матфий Флаций (Иллирик). Последнее сочинение называло папство антихристом, а Бароний утверждал, что Римская католическая Церковь всегда была одной и той же, истиной, выражавшей апостольское учение.

7. Джованни да Палестрина (ок. 1524–1594), хормейстер собора святого Павла, сочинял полифоническую музыку, в которой мозаика звуков создавалась тем, что хор пел разные мелодии. Он написал 90 месс и примерно 500 песнопений, которые провозглашали триумфальный дух контрреформации.

8. Архитектура борокко тоже выражала триумфализм Церкви. Джованни Бернини (1598–1680) создал колонны перед церковью святого Петра в Риме и алтарный купол внутри, чем провозгласил величие церкви. Церковь Иль Желу в Риме и церковь Филиппа II Эл Эскориал к северу от Мадрида – одновременно дворец и монастырь – другие примеры выражения римского величия.

1.2. Реакция против протестантизма

1. Испания стала национальным лидером контрреформации из-за того, что национализм и религия еще раньше объединились там в попытке консолидировать Испанское государство путем изгнания мусульманских мавров и иудеев. Заключив брак в 1469 году, исключительно набожная Изабелла Кастильская и так же благочестивый Фердинанд Аргонский пытались объединить Испанию и сделать ее союзницей Рима. Именно в Испании в 1480 году зародилась инквизиция и под руководством Томаса Торквемады превратилась в средство искоренения еретиков. Именно из Испании Павлом III была заимствована идея римской инквизиции. Испанцем был и Игнатий Лойола, через посредство которого образовалось «Общество Иисуса». Кардинал Ксимен, еще один испанец, оживил изучение Писаний среди духовенства, обучавшегося в университете в Аркале, и был первым, кто напечатал греческий Новый завет. Он также опубликовал «Комплутенский полиглот» в 1520 году. В этом труде был приведен текст Библии на исходных языках, а также латинский перевод Вульгаты. Карл V и Филипп II, последовательно правившие Испанией, Нидерландами и Священной Римской империей, были искренними союзниками папской системы. Филипп поставлял из Испании финансы, пытаясь подчинить Нидерланды католической вере и возвратить Англию под власть папы. В этих сложных обстоятельствах Испания являлась силой, которую можно было использовать, чтобы консолидировать Римскую Церковь и вернуть потерянные территории. Испания также снарядила морской флот, который в бухте при Лепанто в 1571 году одержал победу над мусульманскими морскими силами. Папство поддерживали также Франция и Португалия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9