Пилат умывает рукиИисус Христос в жизни / Тень смертная / Пилат умывает рукиСтраница 6
М. Тареев. С. 5.
Когда Иуда пришел в «мраморную комнату», чтобы возвратить деньги, за которые он предал Иисуса, похоже, что он хотел воспользоваться правом ходатайствовать за осужденного. Он сказал: «…согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам». Уже было поздно что-либо делать, так как приговор Иисусу был вынесен с клятвой свидетелей.
Р. Сантала. С. 192.
Бросив с отчаянием на пол деньги в святом месте, где заседали священники и куда он входил в последний раз, Иуда удалился в мрачное уединение, откуда уже не выйти живому. Необъяснимое языком человеческим «нечистое веяние крыльев» носилось над преступною головою.
Ф. Фаррар. С. 410.
Но Иуда возвратил те тридцать монет иудеям, бросив их на пол храма.
И. Хильдесхаймский. С. 93.
Главные злоумышленники не хотели, чтобы цена крови возвратилась в корван, или священную сокровищницу, но, составивши совет, купили на эти деньги поле горшечника для погребения странников, место нечистое, уединенное и ужасное, которое впоследствии долго было под именем Альцедама, или «поле крови».
Ф. Фаррар. С. 410.
Иудеи же, взяв из этих серебренников пятнадцать, отдали их воинам, сторожившим гроб Иисусов, а на остальные пятнадцать купили землю горшечника для погребения странников. А надлежит вам знать, что земля та лежала неподалеку от Иерусалима и в длину была вдвое меньше, чем можно перебросить камнем, и такова же в ширину. Когда Иерусалим стал христианским, то оную землю, вырыв в ней глубокую яму, окружили со всех сторон стеною, сверху выложив свод, в коем оставлены были отверстия, дабы опускать туда тела умерших для погребения.
И. Хильдесхаймский. С. 93–94.
…Глас народа, в коем так часто выражается глас Божий, дал вскоре сему кладбищу соответственное имя: Акелдама, то есть, место крови.
Архиеп. Иннокентий. С. 292.
Подробности не могли не выйти наружу со всею их ужасающею точностью. Согласно указаний евангелистов Матфея и Иоанна, он (Иуда) удавился, и предание указывает в Иерусалиме на безлистное дерево, которое называется «деревом Иуды».
Ф. Фаррар. С. 410.
Он повесился на первом попавшемся дереве, но и дерево не хотело держать его преступного тела: сук обломился под ним, и оно «низринулось», от падения «чрево его распалось, и выпали все внутренности его»…
А. Лопухин. С. 517.
Согласно этому преданию, не противоречащему первому, — если предположить, что сук или ветвь сломались от тяжести, — он упал вниз головой, пропорол сучком живот, и выпали все внутренности его.
Ф. Фаррар. С. 410.
Русский народ, как известно, весьма категорически определяет и дальнейшую подробность, именно, что Иуда удавился на «горькой осине», которая с того-де времени и дрожит в своей листве. Против этого возражают, что подробность эта совершенно неосновательна, так как в Палестине нет даже осин. Но мы склонны придавать народному преданию гораздо больше значения и не считать особенною смелостью признавать в нем некоторое фактическое основание. К этому нас побуждает то обстоятельство, что самое мнение (довольно распространенное), будто в Палестине нет осин, едва ли основательно. Во всяком случае, с достоверностью известно, что в Палестине водятся тополи, и о них не раз упоминается в Библии, а осина, как известно всякому даже не специалисту-ботанику, есть лишь одна из разновидностей тополя, так называемый «тополь-трясучка» или, по ботанической терминологии populus tremula. Наконец, в средней Палестине, по удостоверению весьма серьезных исследователей, водится не вообще тополь, но и та именно его разновидность, которая, по представлению русского народа, послужила средством самоубийства Иуды.
А. Лопухин. С. 517.
Сучья осины, как известно, весьма некрепки и ломаются под более или менее значительной тяжестью; а это отчасти и предполагается преданием, которое причину падения Иуды объясняет двояким предположением, что или веревка оборвалась под ним, или же сломился сам сук дерева. Наконец, если допустить, что «проклятая осина» стояла именно на берегу какого-либо горного «потока» (где она и любит ютиться по свидетельству ботанического словаря Смита), то падение с крутизны на каменное дно ложбины потока может служить достаточным объяснением и свидетельства Деяний апостолов, что Иуда «низринулся» и от сильного падения у него «расселось чрево и выпали все внутренности». Этот последний факт может служить достаточным опровержением тех критиков-рационалистов, которые на основании свидетельств медицины стараются опровергнуть достоверность самого повествования, так как-де простое падение трупа с сука дерева на землю не повлекло бы за собой таких страшных для него последствий.