Христос в пустыне
Иисус Христос в жизни / От Иисуса к Христу / Христос в пустыне
Страница 2

А. Лопухин. С. 184.

До самого заключения Иоанна в темницу, которое мы относим, приблизительно, к лету 29 года, Иисус не покидал окрестностей Мертваго моря и Иордана. Пребывание в пустыне иудейской вообще считалось приготовлением к великим делам, некоторым уединением перед выступлением с публичной проповедью. Иисус подчинился этому, по примеру своих предшественников, и провел в пустыне 40 дней, не имея другого общества, кроме общества диких зверей и, соблюдая строгий пост. Согласно народным верованиям, пустыня считалась жилищем демонов.

Э. Ренан. С. 122.

Это представление, внушаемое, конечно, прежде всего самим характером пустыни как места, представляющего из себя наибольшие признаки владычества сил разрушения и смерти, имеет вместе с тем более глубокую основу. Человек невольно чувствует, что если есть где царство сил зла на земле, то оно может быть только именно в пустыне, как местности, оставленной Богом и людьми.

А. Лопухин. С. 185.

Верили, что во время пребывания Иисуса в этой мрачной стране, он подвергался страшным искушениям, что сатана пугал его призраками, соблазнял заманчивыми обещаниями, и что затем ангелы, чтобы вознаградить за победу, являлись служить ему…

Э. Ренан. С. 122.

Первый (момент искушения. — Е. Г.) заключался в том, чтобы привлечь массы обещанием земных благ. Накорми их, «сделай камни хлебами», и они пойдут за Тобой куда угодно, — говорил искуситель. Но Иисус отказался прибегнуть к подобной приманке: «Не хлебом единым жив человек .»

Прот. А. Мень. С. 71.

Чтобы нести свое бремя, человечеству необходима вера, что заработная плата еще не составляет всего. Самая большая услуга, какую возможно ему сделать, это повторять, как можно чаще, что нельзя жить единым хлебом…

Э. Ренан. С. 161.

До пришествия Христа не было хлеба в мире. Как в раю, где был Адам, было много деревьев, пищи животных, не было зерна, пищи людей. Человек питался, как животные. Но когда пришел Христос, совершенный человек, он принес хлеб с неба, чтобы человек питался пищей человека…

Евангелие от Филиппа.

Апокриф (15).

Тут перед ним снова предстает ариманическая (бесовская) сила, которую он встречал в иудаизме. Это тот самый дух, умный, но холодный и бездушный, с помощью которого человечество со временем научится строить машины и сделает великое множество технических изобретений. Иисус слышит, как враг нашептывает ему: сделай камни хлебами, ведь ты теперь в состоянии явить человечеству чудеса, способные затмить весь ум и умение мира. Но он не поддается соблазну. Он пришел не за тем, чтобы давать сеансы магии, но за тем, чтобы привить мертвому росток новой жизни, которая может произрасти лишь через терпение…

Э. Бок. С. 225-226.

Конечно, рассказ об испытании («искушениях») мог быть и скомпилирован позже на основании некоего анализа его поступка. Но мы все-таки полагаем, что Иисус подвергался такому испытанию и, прежде чем предстать перед народом, сделал свой выбор. В одной из притч Он говорит: «Не может никто, войдя в дом сильного, расхитить его вещи, если прежде не свяжет сильного, и тогда он расхитит дом его». Намек понять нетрудно: Он сам связал сильного; Он сам, прежде чем начать свое дело, рассчитался с дьяволом и теперь мог ступить на вражескую территорию, твердо зная, каковы Его цели и средства. Вполне возможно, что и свое столкновение с дьяволом Он изобразил в столь символической и драматической форме тоже сам.

Ч. Додд. С. 103.

Страницы: 1 2 3 4