Святой франциск и нищенствующие ордена
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Святой франциск и нищенствующие ордена

Начиная с XI века в Европе наступила пора экономического подъема. За ней последовал рост городов и появление университетов. Официальная Церковь с ее жесткой иерархической структурой была плохо подготовлена для общения с новым, менее почтительным, более свободным и неуправляемым обществом. Св. Франциск Ассизский (1181/2—1226) провозгласил принцип нищеты и отказался от всех мирских благ, включая образование. Его стихийное, непосредственное учение привлекло много последователей, называвших себя фриарами. В отличие от монахов, фриары не были постоянно связаны с одним монастырем «обитом послушания» и могли свободно перемещаться с места на место.

«Показав, что обнищание городов можно принять с радостью и использовать ради дела спасения, он затронул глубокие эмоциональные струны в городском обществе» (Р. В. Саутерн). Св. Франциск верил в важность проповеди и предпочитал активное участие в мирских делах уходу от мира. Он обладал хорошими организаторскими способностями, и после его смерти францисканцы отошли от принципов «радостной бедности» и простоты. Они вписались в клерикальную структуру Церкви и участвовали в университетской деятельности наряду с доминиканцами.

Св. Доминик (1170—1221) был менее харизматической фигурой, чем св. Франциск. Как и св. Франциск, он подчеркивал важность проповеди и участия в мирских делах. Однако в отличие от него Доминик был убежден в необходимости образования. В ряды его последователей вскоре стали некоторые из ведущих европейских теологов. Они приобрели особенный вес в новых университетских центрах Запада, предоставлявших обширные возможности для изучения Богословских дисциплин. Многие великие средневековые теологи до середины XIV века были фриарами. Но в XIV веке оба движения далеко отошли от своих ранних идеалов, хотя и сохраняли свое значение в качестве орудий пастырства.