Крестовые походы и коррупцияИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Крестовые походы и коррупция
На Востоке возрастала мощь Турецкой империи. Папа Григорий VII обдумывал идею крестового похода, воспринятую его учеником и преемником, Папой Урбаном II (1042—1099). Первый крестовый поход начался в 1096 году с целью завоевания Иерусалима. В 1099 году он успешно завершился, и «к 1153 году все сирийское побережье от Аскалона до Антиохии находилось в руках латинян» (Колин Моррис). Этот первый поход пробудил фанатичный энтузиазм, подстегиваемый заявлением Урбана II о том, что крестоносцы, умершие с покаянием и исповедью, немедленно попадут на небеса. Но ислам объединялся под властью Нуреддина и его преемника Саладина, и мусульмане снова завоевали Иерусалим в 1187 году. Представление о том, что Церковь сможет победить «огнем и мечом», было изначально ошибочным; так начался очередной спад. Крестовые походы, продолжавшиеся до XV века, принесли Церкви мало славы и много стыда.
Целый ряд Пап выдвигал притязания на огромную власть. Они не имели желания быть «слугами слуг Божьих». В середине XII века установилась традиция брать титул «наместник Христа» вместо «наместника св. Петра». Но более обширные притязания требовали более изощренных политических методов для их подтверждения. К XШ веку политические амбиции папства проявились в неприкрытом виде. Потребность увеличить доходы была необычайно острой, а реформаторские настроения почти исчезли.
В 1296 году Папа Бонифаций V11I выпустил буллу, где утверждалось, что светская власть не может устанавливать налоги без разрешения папского престола. Подобные требования подрывали авторитет папства и вызвали мощную оппозицию среди влиятельных правителей. Так называемое вавилонское пленение папского престола (1309 — 1377), когда он был «заключен» в Авиньоне, служит наглядным примером такой пагубной политики. В течение этого периода несколько Пап жили во Франции, а не в Риме. Когда папский престол вернулся в Рим, один из соперников объявил себя «истинным папой», что вызвало Великую Схизму в католической Церкви. В какой-то момент свои притязания на папский престол выдвигали сразу три претендента.
Внутри Церкви были попытки ограничить власть папства. Соборное движение в конце XIV и начале XV века безуспешно пыталось утвердить авторитет церковных Соборов над Папой Римским. Папский престол одержал верх, но ущерб, причиненный духовному единству Церкви, был значительным.
«Князья-Папы времен эпохи Возрождения оставили великолепное художественное наследие. Сикст IV (1414—1484) построил Сикстинскую капеллу и поддерживал благотворительность. Папа-воитель Юлий II (1443—1513) пригласил Рафаэля для украшения Ватикана и использовал архитектурный гений Микельанджело при перестройке собора св. Петра. Вместе с тем они вели весьма распущенный образ жизни. Наиболее прославленным из князей-Пап эпохи Возрождения был испанец Родриго Борджа, который, уже в качестве Папы Александра VI, руководил свадьбой своей дочери и хвастался молодой любовницей в стенах Ватикана. Его сын Чезаре (прообраз "Князя" Макиавелли) в 1502 году устроил в Ватикане вечеринку, на которой 50 проституток танцевали обнаженными и зубами поднимали с пола печеные каштаны, в то время как присутствовавшие мужчины состязались за право обладать ими».
Имон Даффи