Повседневная христианская жизнь
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Повседневная христианская жизнь

В своем труде «Христианство» Ганс Кюнг отмечает, что средневековое европейское общество было сложным конгломератом («оно ни в коей мере не представляло собой унитарную христианскую культуру»). Но повседневная христианская жизнь все же управлялась Церковью. Звон церковных колоколов отсчитывал время и отмечал наступление праздников. Церкви можно было видеть издалека. Воскресные и праздничные дни скрашивали рутину тяжелой работы. Общая радость объединяла людей вместе с общими заботами.

Жизнь была трудной и короткой, особенно во времена голода, чумы и других моровых поветрий. Но Церковь всегда была рядом. «Она не оставляла людей умирать в одиночестве; они прощались с жизнью в своей общине, окруженные членами семьи, укрепленные молитвой и церковными обрядами для умирающих» (Ганс Кюнг). Весьма примечательно, что в этом суровом мире такие вещи, как самоубийство или атеизм, были чрезвычайной редкостью.

Женщины играли ведущую роль в уходе за больными, заботе о детях и нищих. Путь к образованию, политическому влиянию и лидерству в Церкви был закрыт для большинства из них. Однако благородные дамы пользовались влиянием и иногда были более образованными, чем их полуграмотные мужья. Женские монастыри и аббатства были многочисленны (но в раннем средневековье закрытыми для всех, кроме аристократов). Существовало несколько женщин-мистиков; особенно известным

центром мистицизма стал цистериан-ский женский монастырь в Гельфте (Германия). Сексуальная близость не поощрялась даже в браке, если не считать продолжения рода. Предохранение от беременности считалось таким же тяжким грехом, как аборты и избавление от нежеланных детей.

Признавая все искажения и отклонения от Нового Завета, возникавшие в то время (например, движение флагеллантов), Ганс Кюнг все же заканчивает на позитивной ноте: «Тем не менее в средние века бесчисленное множество людей стремилось жить в соответствии с заповедями Иисуса, скромно и непритязательно».