Кельтские миссионеры
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Кельтские миссионеры

Святой Патрик

Наибольших успехов в деле обращения Британии в христианскую веру достигли кельтские миссионеры. Св. Патрик, вероятно, родился в Шотландии около 390 года от Р. X. В юности он прошел трудную школу жизни и в течение шести лет находился в рабстве. Затем, после обучения во Франции, он был возведен в сан епископа и отправился в Ирландию, чтобы обратить в христианство местных жителей. Через сто лет Ирландия уже посылала своих миссионеров в Британию.

Колумбан

Колумбан (521 — 597) совершил плавание на Гебридские острова, где основал монастырь. Из этого центра монахи-миссионеры способствовали обращению в -христианство большей части Шотландии и Северной Англии. Особую важность представляет своеобразная адаптация их методов к общественным и культурным традициям тех племенных народов, которым они несли свою проповедь. Сегодняшние ученые указывают на это, как на хороший пример процесса инкорпорации: проповеди Евангелия в соответствии с культурой просвещаемого народа, а не ввоз «культурного багажа».

Святой Эйден

Одним из наиболее знаменитых ранних миссионеров был св. Эйден (600 — 651), основавший монастырь в Линдсфарне. Этот монастырь на нортумбрийском побережье стал центром кельтского христианства на севере. Отсюда странствующие монахи несли Евангелие в окрестные страны. Монастырь знаменит своими превосходно написанными и иллюстрированными Линдсфарнскими Евангелиями.

Так совершалась евангелизация Англии. С одной стороны, ее осуществляли кельтские миссионеры из Ирландии и Шотландии, с другой — миссионеры из Рима, с центром в Кентербери. Но кельтское и римское понимание способов церковной организации существенно различалось. Кельты подчеркивали ведущую роль монастырских общин с высокой степенью свободы и подвижничества. Римляне предпочитали более упорядоченную церковную структуру, с жесткой иерархией и подчинением единому центру.

Существовали и другие различия: в дате праздника Пасхи, монастырском уставе и даже в форме тонзуры (монашеской стрижки). Дебаты по этим вопросам состоялись на Синоде в Уитби (664 г.). Тогда возобладало мнение Римской католической церкви, хотя кельтские взгляды сохранили значительное влияние.

Святой Бонифаций

Те, кто сами обратились к Христу, хотели донести евангельское послание до других людей. Поэтому миссионеры вскоре начали путешествовать из Англии в другие страны. Среди них особняком стоит выдающаяся фигура св. Бонифация (680 — 754), насадившего христианство в Германии. Родившийся в Девоне, он получил теологическое образование под влиянием кентерберийской церкви и отправился в Германию в качестве представителя папского престола. Ему удалось добиться больших успехов. Новые политические учреждения, которые начали появляться при императоре Карле Великом (742 — 814), были до некоторой степени основаны на достижениях св. Бонифация. В 754 году он присоединился к «доблестной армии мучеников», попытавшись защититься от разбойников томом Евангелия.

«В письмах св. Бонифация к другим епископам он исподволь, но неизменно напоминал им, что христианский авторитет означает служение. Безупречным примером пастырского служения было омовение ног учеников, совершенное Христом. Поэтому, какой бы подарок св. Бонифаций ни получал от знакомого епископа, обратно отправлялось простое полотенце из запаса, который казался поистине неисчерпаемым» (Генри Мейр-Хартинг).