Один мир, много религии
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Один мир, много религии
Страница 1

Невозможно рассматривать отношения Церкви и общества, не коснувшись темы взаимоотношений христианства с другими религиями. Мы уже привыкли к понятию «мировой деревни». С помощью туризма и телевидения мы получаем знания, недоступные до середины XX века. В результате многие люди имеют некоторое представление об основных мировых религиях.

Большей частью эти религии вписаны в четко определенные национальные и культурные рамки. Саудовская Аравия и Пакистан являются мусульманскими странами; в Индии преобладает индуизм, а мусульманство, христианство и другие религии представлены в незначительной степени; в Европе прочно укоренилось христианство. Но в некоторых странах в XX веке произошло значительное смешение культур. К примеру, Британия испытала три волны иммиграции в 50-х, 60-х и 70-х годах. Иммигранты, естественно, стремились сохранить черты своей культуры и религии. Многие христиане из Вест-Индии считали традиционное британское христианство слишком сдержанным и консервативным, поэтому они основали так называемые «черные церкви». Иммигранты из мусульманских стран и представители других религий образуют общины в отдельных городах, например в Брэдфорде, Бирмингеме, Лейчестере и Саутхолле.

По сравнению с 55-миллионным населением Британии, количество приверженцев других религий, помимо христианской, сравнительно мало. В некоторых городах есть синагоги и мечети, сикхские и индуистские храмы, буддийские молельные дома. Общее количество людей, исповедующих нехристианские религии, составляет в Британии не более 4-5%. Некоторые христиане остро осознают потребность в понимании и общении людей разных культур и вероисповеданий. Некоторые аналитики считают конструктивный межконфессиональный диалог, наряду с охраной окружающей среды, двумя наиболее насущными вопросами, встающими перед современной цивилизацией.

Дискуссия между различными культурами часто становится ареной острых дебатов по таким вопросам, как расизм, внутренняя политика и образование. Но рано или поздно члены религиозных объединений должны заняться поисками окончательной истины. Как много общего есть у разных религий? Не говорят ли они, в конечном счете, об одном и том же? Если нет, то как они могут быть истинными? По мере того как христиане обдумывали отношение христианства к другим религиям, сформировались три основных подхода.

Исключающий подход

«Бог открыл Путь, Истину и Жизнь в Иисусе Христе и хочет, чтобы об этом стало известно во всем мире» (Хендрик Кремер, 1888—1965). Иисус Христос — не просто учитель или пророк. Он Сын Божий и воплощенное Слово. Он также Спаситель мира, а не один из многих спасителей.

Некоторые ревностные христиане считают, что люди, не обратившиеся к Христу, не будут спасены независимо от того, дошла ли до них проповедь об искуплении грехов. Из этого убеждения они черпают великую энергию для евангелической и миссионерской деятельности. Стремление спасти «заблудшие души» было движущей силой миссионерской экспансии в XIX веке. В 1830-е годы Церковное миссионерское общество устроило в Лондоне набор миссионеров в Западную Африку, предупреждая о том, что средняя продолжительность жизни в «могиле для белого человека» составляет не более полугода. Вызвались десятки добровольцев.

Несколько иных взглядов придерживался великий швейцарский теолог Карл Барт (1886—1968). Он тоже считал, что спасение возможно только через Иисуса Христа. Христианская вера является Божьим откровением; все остальные религии — лишь человеческие измышления. Однако «в конце истории Божья милость восторжествует совершенно, и все придут к вере в Христа».

Широкий подход

Католический ученый Карл Райнер считает христианство уникальным и непреложным, так как Иисус есть самооткровение Бога. Но, согласно Божьей воле, все должны быть спасены (1-е Тимофею, 2:4). Поэтому Райнер говорит, что несмотря на свои недостатки, нехристианские религии могут дать верующим представление о спасительной милости Божьей. Верных последователей других религий надлежит рассматривать как «анонимных христиан»: они будут спасены, потому что вдохновляются Христом, даже не сознавая этого. «Людей, знающих Его (Иисуса), больше, чем знающих Его по имени».

Страницы: 1 2