Три славных добродетели
История христианства / Христианская церковь / Святые, мученики, грехи и добродетели / Три славных добродетели
Страница 2

Любовь

Любовь в греческом тексте Нового Завета чаще всего называется словом «агапэ». Оно означает бескорыстную, жертвенную любовь. Иисус выказывал глубокое сострадание к нуждающимся и особенно к

тем, кто был отвергнут обществом. Своей смертью на кресте Он показал, что любовь может быть героической. Умыв ноги Своим ученикам, Он показал, что любовь иногда может быть смиренной и самоотверженной. Новый Завет говорит, что любовь должна быть деятельной и творческой и что ее неотъемлемой частью является способность прощать.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

1-е Коринфянам, 13:4—7

«Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос просит вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».

ККолоссянам, 3:12-14

Христианская любовь (агапэ) — величайший дар миру от христианства. Тони Бридж, будучи настоятелем Гилдфордского собора, поставил вопрос: «Зачем вообще ценить любовь?» Он заметил, что после двух тысяч лет существования христианства этот вопрос звучит по меньшей мере глупо. Мы принимаем как должное, что любовь является прекраснейшим человеческим качеством, даже если мы часто не соответствуем ее высоким требованиям. Но затем Бридж провел одно важное различие:

«Другие цивилизации не знали ничего подобного. Мужество, выдержка и стоицизм, поиски мудрости, интеллектуальная целостность, физическая сила, отрешенность — все это добродетели, почитаемые человечеством и проповедуемые многочисленными религиями. Но любовь противоречит многим из них».

Остальные люди справедливо судят о христианстве по его плодам. Что оно приносит? Сколько ожесточенных людей смягчилось под его благотворным влиянием? Сколько малодушных людей обрело мужество? Сколько эгоистичных людей, тронутых любовью Христа, воодушевились на смиренное служение Ему? Насколько очевидны в жизни христиан «плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (к Галатам, 5:22)? Вот главное испытание, которое христианам приходится выдерживать в каждом новом поколении.

В истории Церкви было много ошибок и неудач, но есть и несомненные победы. Тысячи детей были спасены от голода и холода, десятки тысяч отчаявшихся людей смогли поделиться своим горем и получить утешение, миллионы смогли умереть с миром и надеждой на будущее.

Вероятно, самые убедительные свидетельства исходят от тех, кто не принадлежит к Церкви. В главе 14 мы поговорим о римском императоре Юлиане. Он жаловался, что его попытки восстановить былое влияние языческих Богов потерпели неудачу из-за христиан, «которые заботятся не только о своих бедных и немощных, но и о наших».

Похожее свидетельство пришло из современной России. Персонал крупной клиники был приглашен на Богослужение в баптистской церкви. Главному врачу Валентину Казиеву, атеисту по убеждениям, предложили сказать несколько слов. Заметив, что формулу для излечения больных людей можно назвать «химия плюс любовь», он продолжал: «Мы можем дать первое, но не способны в достаточной мере обеспечить второе. Лишь вы можете поделиться этим, и мы будем очень благодарны за ваш вклад» (из книги Майкла Бордо «Горбачев, гласность и Евангелие»).

Любовь есть высший признак и главное условие святости, идет ли речь о формально канонизированном святом или о человеке, живущем в безвестности по соседству с вами. Это самое важное качество. Апостол Павел заканчивает свой великий гимн любви следующими словами: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (к Коринфянам, 13:13).

«Если мир можно спасти, то он будет спасен духовностью. Политики, банкиры, солдаты, бизнесмены, даже писатели и художники не являются самыми значительными людьми. Нам нужны святые. Наиболее значительные личности — не те, кто понимает мир, а те, кто может дать миру что-то извне, кто может служить проводником Божьей милости . Бог не принуждает человечество к выживанию, но по крайней мере в каждом поколении появляется достаточно святых, чтобы показать нам такую возможность. Святые ведут общество за собой, и духовный мир отдаленного будущего будет не только лучшим, но и гораздо более безопасным местом».

Страницы: 1 2 3