Три славных добродетели
История христианства / Христианская церковь / Святые, мученики, грехи и добродетели / Три славных добродетели
Страница 1

Здесь между верующими нет расхождений. Христианское послушничество позволяет нам открыться Святому Духу, чтобы мы могли расти в вере, надежде и любви. Эти добродетели превыше всего являются отличительными чертами святости.

Вера

В определенном смысле вера имеет всеобщий характер, поскольку все люди строят свою жизнь на предположениях, которые нельзя доказать с математической достоверностью. Жизнь каждого человека зависит от множества возможностей, поэтому никто не может совершенно устраниться от веры. Это относится и к фундаментальным вопросам о Боге, смысле и предназначении жизни. Христиане верят, что Бог существует. Атеисты верят, что Бога не существует. Агностики верят, что у нас нет достаточных доказательств для того, чтобы сделать окончательный вывод. Равнодушные люди верят, что это не имеет значения. О полной уверенности (математическом доказательстве) не может быть и речи, хотя большинство людей способно обосновать свои убеждения.

Вера играет важную роль и в других аспектах жизни. Она отражает наши убеждения, к примеру: «Я верю, что все люди должны иметь равное право на медицинскую помощь независимо от того, могут ли они заплатить за нее». Она характеризует наши взаимоотношения: «Я верю ей» звучит как высшая форма похвалы.

Христиан называют «верующими» не потому, что они одни живут верой, но потому, что они живут верой в Иисуса Христа. Вера не подменяет рассудок; на самом деле, она имеет в рассудке прочную основу. Христиане говорят, что у них есть веские основания для веры в Иисуса (см. главы 1, 3). Рассудочные доводы и убежденность приводят к активной вере и обязательствам.

Разумеется, у некоторых христиан есть свои сомнения. Но многие полагают, что даже сомнения могут привести к позитивному итогу: архиепископ Джордж Кэри свидетельствовал, что «сомнения под-вигнули меня к более глубокой вере». Здесь можно провести параллель с личными отношениями. Если мы сомневаемся в преданности друга, то сравниваем свои основания для сомнений с уже имеющимися свидетельствами его преданности. Христиане делают то же самое в своих отношениях с Богом. Они заново оценивают Его любовь и преданность; они снова размышляют о значении Иисуса. Затем они делают выводы.

Вера имеет пассивный элемент: «Все в руках Божьих». Это выражено в знаменитой молитве Рейнгольда Найбура: «Бог дал мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы видеть разницу». Но в этой молитве есть и активная сторона: она включает в себя осознанное действие. По замечанию д-ра Джона Винсента, «наше слово " верить" не имеет той силы, которой оно обладает в греческом языке. На самом деле оно означает вверить себя чему-то, рискнуть своей жизнью».

Надежда

Христианская надежда выражена в великом высказывании матери Юлианы из Норвича: «Все будет хорошо, и все будет хорошо, и все, что ни есть, будет хорошо». Здесь мы не будем говорить об этом более подробно, поскольку о «надежде на небеса» уже шла речь в главе 9. Отметим лишь два важных момента:

• Христианская надежда означает уверенность в будущем. В просторечии слово «надежда» может звучать слабо и неуверенно. «Надеюсь, я выиграю целое состояние в национальной лотерее»,— думают многие. Но на самом деле они вполне уверены, что этого не произойдет! Христианская надежда исполнена гораздо большей уверенности. Она позволяет верующим встречать неизвестное с мыслью о том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (к Римлянам, 8:28). Христианская надежда уходит корнями в историю и сосредоточена на личности Иисуса Христа. Она так же прочна, как свидетельства о жизни и воскрешении Иисуса; читатели могут оценить это самостоятельно (см. главы 1-3).

• Христианская надежда радостна. Христиане не всегда высказывают оптимистичное мнение о мире, чья суровая реальность иногда печалит нас или даже повергает в отчаяние. Для слез есть много причин (Послание Иакова, 4:9), когда мы размышляем о состоянии нашего мира, о скудости нашей духовной жизни и цене нашего спасения. О святых часто думают, как о недоступных, величественных фигурах, чей вид должен напоминать нам о смерти и страданиях. Но в общем и целом Новый Завет дышит радостью, а люди, живущие близко к Богу, радостны и безмятежны. (Замечание: в результате недавно проведенного исследования социолог Майкл Аргайл обнаружил, что люди, регулярно посещающие церковь, бывают счастливы чаще, чем те, кто этого не делают. Возможно, это не лучший довод в пользу посещения церкви, но тем не менее интересный!)

Страницы: 1 2 3