Рукописи мертвого моря
Время от времени археологическое открытие или новая теория выходит на первые полосы газет, поскольку дает повод для сенсационных утверждений, вроде бы опровергающих общепринятые представления. Одним из знаменитых примеров являются рукописи Мертвого Моря. Это свитки из библиотеки иудейской общины, основанной в Кумране, на северо-западном побережье Мертвого Моря, и существовавшей в период между 150 годом до Р. X. и 68 годом от Р. X. Их открытие в 1947 году было названо профессором В. Ф. Олбрайтом «величайшей археологической находкой современности».
По поводу рукописей Мертвого Моря выдвигались самые невероятные предположения. В частности, некоторые авторы утверждали, что существует сильное сходство между Иисусом и первоначальным лидером (Учителем Добродетели) кумранской общины, написавшим и сохранившим рукописи. Некоторые всерьез считали, что христианство уходит корнями в учение этой иудейской секты, процветавшей еще до рождения Иисуса. Группа ученых, работавших с рукописями Мертвого Моря, отрицала это. Они сделали специальное заявление, где, в частности, говорилось: «Ничто в содержании обнаруженных рукописей не отбрасывает и тени сомнения на первоначальное происхождение христианства». Отмечается контраст между:
• кумранской общиной (где были обнаружены рукописи) и ранними христианами;
• Учителем Добродетели и Иисусом.
Этот контраст позднее был подтвержден двумя иудейскими учеными: Гежой Вермешем и Иугаэлем Ягином. Их мнение выражает британский археолог Алан Миллард: «Различия между Учителем Добродетели и Иисусом огромны».
Разумеется, это не отделяет Иисуса от культуры, в которой Он жил. Существуют черты сходства между Иисусом и другими иудейскими проповедниками того времени. Как мы уже говорили (см. главу 1), популярность и влияние Иисуса были уникальными, но Он не претендовал на «оригинальность». Он с радостью принимал многие Богатые традиции своего народа и сознавал Себя в русле исторического процесса.
Поиски связи между Иисусом и Учителем Добродетели заводят в тупик, но рукописи Мертвого Моря действительно имеют некоторое отношение к Библии, как к Ветхому, так и к Новому Завету.
Рукописи укрепляют нашу уверенность в подлинности текста Ветхого Завета. В рукописях Мертвого Моря можно обнаружить выдержки из всех книг Ветхого Завета (кроме Книги Есфири). Они примерно на 1000 лет старше, чем любые другие тексты еврейского Священного Писания, обнаруженные до сих пор. Тщательное сравнение показывает, каких успехов удалось добиться переписчикам за многие века в своем стремлении оставить потомкам точные и достоверные копии Писания. Магнус Магнуссон так говорит о «целостности и преемственности писчей традиции»:
«Рукописи проливают свет на мир Нового Завета, поскольку они были написаны между 150 г. до Р. X. и 68 г. от Р. X. До открытия рукописей некоторые ученые считали Евангелие от Иоанна вольным сочинением, написанным во II веке под греческим влиянием. В таком случае следовало признать, что оно не имеет прочных исторических корней. Но когда мы кладем рукописи Мертвого Моря рядом с четвертым Евангелием, то видим, как сильно иудейское влияние в работе св. Иоанна. Считалось, что такие контрасты, как «свет и тьма», «жизнь и смерть», в изобилии встречающиеся у св. Иоанна, имеют греческое происхождение. Рукописи Мертвого Моря доказывают, что подобные контрасты были свойственны иудейской мысли в I веке нашей эры. Поэтому четвертое Евангелие четко ложится в рамки иудейской традиции, которую оно описывает; оно имеет прочную основу в истории этого периода».