Четыре евангелия
История христианства / Центральная фигура / Библия: содержание / Четыре евангелия
Страница 1

Новый Завет содержит не одно, а целых четыре описания жизни, учения, смерти и воскрешения Иисуса. Первые три Евангелия часто называются синоптическими, что буквально означает «с одной точки зрения». Здесь необходимо отметить:

• многочисленные черты сходства в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки;

• иной подход Иоанна в составлении портрета Иисуса.

Евангелие от Марка считается наиболее ранним, хотя в Библии оно помещено после Евангелия от Матфея. Вероятно, оно было завершено около 65 года от Р. X., примерно через 30 лет после смерти Иисуса. (Некоторые ученые называют более раннюю дату.) Написанное довольно грубым греческим языком, оно дышит действием и динамизмом: «немедленно» - одно из любимых слов св. Марка. Он включает в повествование некоторые арамейские слова (см. главу 5) и берет на себя труд объяснить еврейские обычаи для читателей-язычников. Иисус представлен как Тот, кто обладает властью над болезнями, грехами и силами тьмы. Четыре из шестнадцати глав Евангелия от Марка посвящены смерти Иисуса. Он также описывает казнь Иоанна Крестителя, чей труд по подготовке к явлению Иисуса упоминается во всех четырех Евангелиях. Повествование заканчивается на загадочной ноте: женщины приходят к гробнице, куда было положено тело Иисуса. Они обнаруживают пустой гроб и охвачены благоговейным страхом перед силами и событиями, находящимися за пределами их понимания.

Поскольку Евангелие от Марка, возможно, было создано первым, а христианство является величайшим движением в человеческой истории, лорд Бланч (бывший архиепископ Йорка) называет это краткое Евангелие «наиболее значительным документом в мировой истории».

Евангелие от Матфея больше по объему, чем Евангелие от Марка, и написано с четко иудейской позиции. Автор собирает учение Иисуса в пять разделов, сознательно повторяя Пятикнижие: пять книг «Закона Моисея» в начале Библии.

Первый раздел учения - Нагорная Проповедь, которая начинается с благословений. Матфей записывает и другие слова Иисуса, исполненные нежности и красоты: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас .» (Мат фей, 11:28-30). Но из-под того же пера вышли слова страстного осуждения «торе вам .», направленные против лицемеров (Матфей, 23:14).

Иисус рассматривается как новый, более великий Моисей. Но несмотря на свое иудейское происхождение и ортодоксальные взгляды, Матфей описывает приход волхвов с Востока к младенцу Христу. Таким образом, он дает понять, что Иисус является Спасителем всего мира, а не только иудейского народа.

Лука, вероятно языческий (не иудейский) теолог, особо выделяет тему вселенского значения Христа. В стихе, используемом в христианском Богослужении («Ныне отпущаеши .»), Лука описывает реакцию старца Симеона на появление младенца Иисуса в Иерусалимском храме. Симеон говорит о нем: «Свет к просвещению язычников, и слава народа Твоего Израиля» (Лука, 2:32). Лука подчеркивает сострадание Иисуса к беднякам, женщинам и отверженным. Он говорит о важности молитвы и о деятельности Святого Духа. Ученый Эрнст Ренан называет Евангелие от Луки «наиболее прекрасной из когда-либо написанных книг».

Св. Иоанн. По широко распространенному мнению, четвертое Евангелие было написано последним. Будучи вдумчивым повествованием, о влиянии и значении Иисуса, это Евангелие вращается вокруг отдельных чудес, которые Иоанн называет знамениями. Они связаны с высказываниями Иисуса, обычно начинающимися со слов «Я есть .». Так, исцеление слепого человека связано с высказыванием Иисуса «Я есть Свет Мира», воскрешение Лазаря связано с высказыванием «Я есть Жизнь и Воскрешение».

Страницы: 1 2