Следствия
История христианства / Центральная фигура / Воскресший Господь / Следствия

Христиане верят, что воскрешение Иисуса имеет огромные последствия. Авторы Нового Завета рассматривают его как новый великий акт божественного творения. Это «первичный акт Господа, невообразимый и неописуемый, как само творение, с которым он иногда сравнивается» (К. Ф. Эванс). По меньшей мере два следствия совершенно очевидны.

Смерть мертва

Мы рассмотрим это следствие более подробно в главе 9. Сейчас мы просто отметим тот факт, что идея смерти оказывает глубокое влияние на нашу жизнь, приводя к широкому спектру реакций, от страха до любопытства. Многие вдумчивые люди время от времени ощущают потребность поразмышлять о своей смерти и попытаться найти в своей жизни хоть какой-то смысл в свете этого неизбежного и пугающего факта.

Слова Иисуса, обращенные к Марфе, сестре Лазаря, записанные в четвертом Евангелии, поражают своей глубиной: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанн, 11:25, 26). Здесь мы видим либо величайшую самонадеянность и гордыню, либо глубочайшую истину. Что является правдой? Все зависит от истинности воскрешения самого Иисуса.

В одном трогательном пассаже Беда Достопочтенный (673 — 735) пишет о том, как Эдвин, король Нортумбрии, собрал своих воинов, чтобы послушать проповедь епископа Паулинуса. Когда Пау-линус увещевал их принять христианское учение, через зал пролетела птица и скрылась во тьме. Один из придворных сделал следующее замечание:

«Жизнь человека подобна воробью, пролетевшему над крышей дома. Стало быть, важна не сама жизнь, но то, что следует за нею или предшествует ей — а об этом нам знать не дано. И если это новое учение приносит нам лучшие вести, то я думаю, ему стоит следовать».

Иисус жив

Как мы уже говорили, бесчисленные верующие, принадлежащие к разным эпохам и культурам, свидетельствуют об ощущении «присутствия», хотя и невидимого, но совершенно реального. Они утверждают, что это присутствие является Личностью: воскресшим Христом. Они говорят, что Он вдохновляет и ведет их, придает смысл их существованию. Их чувства выражены в небольшом отрывке, принадлежащем перу великого Альберта Швейцера (1875—1965), знаменитого хирурга и известного музыковеда. Он отказался от блестящей академической карьеры, чтобы стать врачом и отправиться в Западную Африку. Альберт Швейцер писал:

«Он приходит к нам неведомым, как в старину, на берегу озера, когда Он подошел к людям, не знавшим Его. Он говорит нам те же слова "следуйте за Мною!" и ставит перед нами задачи, предначертанные Им для нашего времени. Он повелевает. И для тех, кто повинуется Ему, будь они мудрецами или простыми людьми, Он являет себя в трудах, конфликтах и страданиях, так что они на собственном опыте узнают, кто Он такой».

«Поиски исторического Иисуса»