Примирение разногласий и разработка символа верыИстория христианской церкви / Возвышение ранней Вселенской Имперской Церкви (313–590 годы) / Примирение разногласий и разработка символа верыСтраница 2
ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ ДО 451 ГОДА
Отношения Христос-Отец Возвышение Божественности |
Отношения междуприродами Христа |
Природа человека | ||||
Евиониты Иисус – Мессия отСвятого Духа |
Арий противАфанасия Сущностьразная одна Христос равенподчинен Отцусотворен от Вечности 1. Кесарийский символверы 2. Никея, 325 г. – символ веры с отлучением 3. Константинополь, 381 г. – наш символ веры Никейский 4. Толедо, 589 г. – на Западе добавлено «и от Сына» |
Возвышение человеческой |
Возвышение Божественной |
Августин |
Пелагий | |
Гностики
Одинистинный Бог, познаваемый через ГнозисХриста Дуализм ДемиургСпоры Иринея с докетистами |
Нестор: Иисус –человек,носительБожественной сущности |
Апполинарий:у Христаестьчеловеческиетело и душа,но духзамененЛогосом |
Душанаследуется(традицианизм) |
Создается(креацианизм) | ||
Первородныйгрех |
Рождениебезгрешным | |||||
Евтихий: слияние двух природ (монофизиты) |
Свободнаяволя |
Сломленнаяволя | ||||
Монархиане |
Монергистическое спасение |
Синергистичес-кое спасение | ||||
Динамические |
Модальные | |||||
ПавелСамосатский |
Савеллий |
Ортодоксальный взгляд: Халкидон, 451 – гармония двух естеств в одной ипостаси | ||||
Адопционистские |
Одна суть в трех способахвыражения Тертуллиан: «Против Праксея», Троица, триличностив одной сути |
Важностькрещения |
Второстепенность | |||
Собор в Ориндже | ||||||
На соборе столкнулись три разных мнения. Арий, которого поддерживал Евсевий Никомидийский (не путайте его с Евсевием из Кесарии), и меньшинство присутствующих настаивало на том, что Христос существовал не от вечности, а сотворен деянием Бога. Арий утверждал, будто Христос отличен от Бога-Отца по сущности, ниже Его по положению и стал почитаться Божеством из-за праведности Его жизни и покорности воле Божией. Арий считал, что Христос – творение, созданное из ничего. Он не был равным, предвечным и единосущным по отношению к Отцу. Для Ария Христос был Божеством, но не Богом.