Апостольские ученики и отцы церквиИстория христианской церкви / Распространение христианства до 100 года / Апостольские ученики и отцы церквиСтраница 1
ЗАПАД |
ВОСТОК | ||
I век (95 – ок. 150)Апостольские ученики – для наставления, типологическое толкование | |||
НАСТАВЛЕНИЕ | |||
Климент Римский |
ИгнатийПоликарппсевдо-ВарнаваПослание ДиогнетуВторое послание КлиментаПапийПастырь Гермы (апокалиптическое)Дидахе (катехезис) | ||
II век (120 – 220)Апологеты, защита христианства | |||
ОБЪЯСНЕНИЕ | |||
Тертуллиан |
Аристид Юстин Мученик Татиан Афинагор Феофил | ||
III век (180 – 250)Полемисты, борьба с лжеучениями | |||
ОПРОВЕРЖЕНИЕ | |||
Практическая деятельность (управление) |
Александрийская школа(аллегории и спекуляции) |
Антиохийская школа(грамматико-историческая) | |
Ириней (против гностиков) Тертуллиан (основатель западного богословия), «Троица», «Против Праксея» Киприан (о епископстве и первопочитании римского епископа) |
Пантен Климент Ориген (Экзаплы, текст Ветхого Завета; «Об основах» – первый пример системы богословия на основе аллегорического толкования) | ||
IV век (325 – 460)Золотой век научного изучения Библии | |||
Иероним (переводчик Библии) Амвросий – проповедник Августин – философия истории в «Граде Божием», богослов |
Афанасий Василий Кесарийский |
Златоуст (проповедник, христианское поведение) Феодор (использование контекста) | |
1. Эпистолярная литература
1.1. Климент Римский (ок. 30-100)
Около 95 года произошло серьезное волнение в Коринфской церкви. Несколько позже Климент, главный епископ церкви в Риме, написал свое первое послание в Коринф, где призывал христиан, восставших против епископов, подчиниться им и закончить смуту (1:1, 14:1-2, 46, 47:3-6). (Это послание занимает значительное место среди посланий апостольских учеников, являясь первым произведением христианской литературы, если не считать книг Нового Завета.)
После введения, напоминающего о дивном духе, царившем в Kоринфской церкви в былые времена (гл. 1-3), Климент переходит к увещеваниям и говорит о таких христианских добродетелях, как любовь, покаяние, кротость, чтобы вызвать покорность к призывам, которые затем последуют (4–38). В увещеваниях используется большое количество мест из Ветхого Завета. Короткие вставки (гл. 24–26) повествуют о неизбежности будущего Воскресения. Интересно заметить, что в качестве иллюстрации Воскресения Клемент использовал языческую историю о фениксе (гл. 25). Большое внимание уделяет он проблемам Коринфа (гл. 39–59). Идея апостольской преемственности (гл. 42–44) основывается на том факте, что епископы и диаконы были назначены для служения апостолами, которые в свою очередь были посланы Христом, а Христос – Богом Отцом. Затем Климент призывает к покорности этим руководителям, назначенным таким демократическим способом (44:3). Далее следует долгая молитва (59–61), ясно свидетельствующая о его желании привести Церковь к единству. Послание завершается призывом к единству (62–65).
Это произведение дает ценные сведения о высоком положении епископов (или старейшин) в церкви конца I века. Покорность епископу рассматривается здесь как практическая гарантия христианского единства. Священство уже отделяется от мирян (40:5). Послание Климента также характеризуется обилием цитат (около 150) из Ветхого Завета. Вдобавок оно содержит широко использованные впоследствии сведения о служении Павла (5:5-7), на основе которых строится теория, что его дважды заключали в тюрьму в Риме.