Апостольские ученики и отцы церкви
История христианской церкви / Распространение христианства до 100 года / Апостольские ученики и отцы церкви
Страница 1

ЗАПАД

ВОСТОК

I век (95 – ок. 150)Апостольские ученики – для наставления, типологическое толкование

НАСТАВЛЕНИЕ

Климент Римский

ИгнатийПоликарппсевдо-ВарнаваПослание ДиогнетуВторое послание КлиментаПапийПастырь Гермы (апокалиптическое)Дидахе (катехезис)

II век (120 – 220)Апологеты, защита христианства

ОБЪЯСНЕНИЕ

Тертуллиан

Аристид

Юстин Мученик

Татиан

Афинагор

Феофил

III век (180 – 250)Полемисты, борьба с лжеучениями

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Практическая деятельность (управление)

Александрийская школа(аллегории и спекуляции)

Антиохийская школа(грамматико-историческая)

Ириней (против гностиков)

Тертуллиан (основатель западного богословия), «Троица»,

«Против Праксея»

Киприан (о епископстве и первопочитании римского епископа)

Пантен

Климент

Ориген (Экзаплы, текст Ветхого Завета;

«Об основах» – первый пример системы богословия на основе аллегорического толкования)

IV век (325 – 460)Золотой век научного изучения Библии

Иероним (переводчик Библии)

Амвросий – проповедник

Августин – философия истории в «Граде Божием», богослов

Афанасий

Василий Кесарийский

Златоуст

(проповедник, христианское поведение)

Феодор

(использование контекста)

1. Эпистолярная литература

1.1. Климент Римский (ок. 30-100)

Около 95 года произошло серьезное волнение в Коринфской церкви. Несколько позже Климент, главный епископ церкви в Риме, написал свое первое послание в Коринф, где призывал христиан, восставших против епископов, подчиниться им и закончить смуту (1:1, 14:1-2, 46, 47:3-6). (Это послание занимает значительное место среди посланий апостольских учеников, являясь первым произведением христианской литературы, если не считать книг Нового Завета.)

После введения, напоминающего о дивном духе, царившем в Kоринфской церкви в былые времена (гл. 1-3), Климент переходит к увещеваниям и говорит о таких христианских добродетелях, как любовь, покаяние, кротость, чтобы вызвать покорность к призывам, которые затем последуют (4–38). В увещеваниях используется большое количество мест из Ветхого Завета. Короткие вставки (гл. 24–26) повествуют о неизбежности будущего Воскресения. Интересно заметить, что в качестве иллюстрации Воскресения Клемент использовал языческую историю о фениксе (гл. 25). Большое внимание уделяет он проблемам Коринфа (гл. 39–59). Идея апостольской преемственности (гл. 42–44) основывается на том факте, что епископы и диаконы были назначены для служения апостолами, которые в свою очередь были посланы Христом, а Христос – Богом Отцом. Затем Климент призывает к покорности этим руководителям, назначенным таким демократическим способом (44:3). Далее следует долгая молитва (59–61), ясно свидетельствующая о его желании привести Церковь к единству. Послание завершается призывом к единству (62–65).

Это произведение дает ценные сведения о высоком положении епископов (или старейшин) в церкви конца I века. Покорность епископу рассматривается здесь как практическая гарантия христианского единства. Священство уже отделяется от мирян (40:5). Послание Климента также характеризуется обилием цитат (около 150) из Ветхого Завета. Вдобавок оно содержит широко использованные впоследствии сведения о служении Павла (5:5-7), на основе которых строится теория, что его дважды заключали в тюрьму в Риме.

Страницы: 1 2 3 4