Факт № 4. Ученики страдали за свою проповедь
История христианства / Центральная фигура / Воскресший Господь / Факт № 4. Ученики страдали за свою проповедь
Страница 1

«Тогда все ученики, оставивши Его, бежали». Этим коротким предложением св. Матфей описывает поведение учеников Иисуса после Его ареста. Он рассказывает о том, как Петр, несмотря на свои твердые заявления, отрекался от Иисуса. Учитывая обстоятельства, подобное поведение было вполне понятным. Но через несколько недель те же самые люди вышли на улицы, открыто заявляя, что Бог воскресил Иисуса из мертвых. Эти люди еще недавно бросили Его, они были потрясены и деморализованы. Но если почитать Деяния Апостолов, то становится совершенно ясно, что с ними произошла разительная перемена.

Горькое разочарование сменилось радостной уверенностью; страх сменился бесстрашием. Вместо того чтобы предаваться мрачным размышлениям о смерти своего наставника, ученики провозгласили, что Он победил смерть. Иными словами, они преобразились, но что послужило этому причиной? Они утверждали, что видели воскресшего Господа и разговаривали с Ним. Были ли они правы или ошибались? А может быть, они виновны в самом успешном обмане за всю историю человечества?

Вымысел?

Время от времени Иисус говорил о своей грядущей смерти и воскрешении. Может быть, ученики воплотили эту идею в последовательность рассказов о появлении Иисуса после его смерти? Такая возможность опровергается одним важным фактом: история и психология учат нас тому, что люди готовы страдать за твердые убеждения, но никто не будет страдать из-за собственной выдумки. Мы лжем ради того, чтобы избежать беды, а не ради того, чтобы накликать ее. Меч и кнут быстро откроют обман. Кроме того, лжецы едва ли способны написать такое высоконравственное произведение, как Новый Завет.

Если бы свидетельства воскрешения действительно были выдумкой, то ее следовало бы признать не слишком удачной. Глубокая убежденность авторов ясно видна при чтении Библии, но отдельные подробности явления Иисуса своим ученикам значительно отличаются в разных Евангелиях. Маловероятно, что сговор привел бы к такому обилию кажущихся противоречий. Еще менее вероятно, что «выдумщики» с таким вниманием отнеслись бы к свидетельствам женщин, поскольку в древнееврейской культуре подобным свидетельствам придавалось мало значения.

Следует заметить также, что в Библии нет описаний самого акта воскрешения. Никто не присутствовал при том священном моменте, когда Бог поднял Иисуса из мертвых. Возможно, ни одно человеческое существо не могло бы вынести такого проявления силы и любви. В любом случае, евангелисты с готовностью признают, что тогда рядом никого не было; повествования начинаются с описания пустой гробницы и появления воскресшего Господа. Вполне вероятно, что выдумщики предприняли бы попытку описать таинство воскрешения. Зато они вряд ли уделили бы такое внимание страху, замешательству и сомнению учеников при виде воскресшего Учителя. Христиане верят, что Евангелия несут в себе «отзвук истины».

Умер ли Иисус на самом деле?

Стойкая вера первых христиан опровергает «теорию обморока». Согласно ей, Иисус не умер на кресте. Несмотря на ужасные раны, Он пришел в себя и сумел покинуть гробницу. Ученики выходили Его либо попытались это сделать и потерпели неудачу.

Эта теория кишит вопросами, которые остаются без ответа. Римские солдаты, безусловно, могли отличить живого человека от мертвого, а у гробницы была выставлена стража. Но даже если допустить, что ученики каким-то образом преодолели эти проблемы, то последующие события просто не согласуются с реальностью. Иисус бы не победил смерть, а обманул ее. Без сомнения, Его ученики

были бы рады, но приложили бы все силы к тому, чтобы сохранить тайну. Огласка и открытая проповедь воскрешения имели бы фатальные последствия, поскольку привели бы к усиленным поискам. Власти не совершили бы вторую ошибку.

Кроме того, согласно этой теории, проповедь о воскрешении Иисуса — а именно это и проповедовали апостолы — была бы ложью. Мы снова возвращаемся к началу. Пытки и допросы развязали бы язык неверующим людям. Люди готовы страдать и умирать за убеждения, но не за вымысел. Горстка испуганных людей не стала бы отважно говорить о воскрешении Иисуса перед теми, кто распял Его,

Страницы: 1 2