Свидетельства
История христианства / Центральная фигура / Воскресший Господь / Свидетельства

Христианские ученые по-разному подходят к воскрешению. Некоторых, по замечанию Пинчаса Лапида (иудейского ученого), смущает материальная природа воскрешения. Поэтому они делают следующие заявления:

• «Пасха означает: дело Иисуса продолжается» (Уилли Марксен).

• «Иисус воскрес в учении Святой Церкви» (Рудольф Балтманн).

• «Верить в воскрешение Иисуса означает признать, что нам следует считаться с Иисусом Христом как с повседневной реальностью» (Мейнрад Лимбек).

Другие ученые, такие, как Пинчас Лапид, считают эти высказывания слишком осторожными. По словам Лапида, «все это слишком абстрактно и научно для объяснения того факта, что небольшая группа галилейских бедняков, горько скорбевших о гибели своего наставника, за короткое время превратилась в ликующее сообщество глубоко верующих людей. Такая внезапная перемена определенно должна иметь под собой прочную основу, отнюдь не исключающую возможности физического воскрешения» («Воскрешение Иисуса»).

Утверждение о том, что умерший и похороненный человек мог восстать из могилы, звучит поразительно: те, кто делает такие заявления, должны обосновать их. В этой главе мы обсудим некоторые важные факты и их возможное значение. Читатели могут считать свидетельства вескими или непрочными. Всегда найдутся люди, утверждающие, что человек просто не может воскреснуть из мертвых, какими бы убедительными свидетельствами это ни подкреплялось.

Евангельские истории о появлениях Иисуса после Его воскрешения весьма разнообразны. Они предо ставляют читателям место для сомнений, вопросов и исследований. Авторы признают, что сами ученики Иисуса с трудом верили в реальность происходящего. Св. Матфей говорит, что даже в течение сорока дней, когда Иисус появлялся перед людьми, «некоторые сомневались» (Матфей, 28:17). Св. Лука говорит, что, даже увидев воскресшего Господа, ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лука, 24:41). Это казалось слишком прекрасным, чтобы быть правдой! Та горячая убежденность, которой пронизаны строки Нового Завета, досталась нелегко.

Как бы то ни было, свидетельства оставляют почву для сомнений. Мы можем сочувствовать «неверующему Фоме», который воздерживался от суждений, пока не получил убедительное доказательство. Но получив такое доказательство, он не просто сказал: «Значит, это правда». Он приветствовал воскресшего Христа словами «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн, 20:28). Для Фомы доказательство факта сопровождалось верой и преданностью. Памятуя об этом, обратимся к десяти важным фактам, требующим удовлетворительного объяснения.