Центральная позиция воскрешения
Воскрешение Иисуса Христа является не просто одним из аспектов христианства. Мы не можем изъять из мозаики христианства отдельную часть, называемую «воскрешение», не рискуя совершенно исказить картину христианской веры. В самом деле, если бы Иисус не воскрес из мертвых, то мы едва ли нашли бы в Новом Завете следы Его учения.
В раннехристианских проповедях об Иисусе говорилось только как о воскресшем Спасителе. Иначе и не могло быть. Если бы не убежденность апостолов в том, что они видели Иисуса живым после распятия, то проповедей бы вообще не было. Была бы глубокая скорбь по утраченному другу и великое восхищение погибшим героем. Несомненно, Его учение продолжало бы существовать внутри небольшого круга преданных последователей. Но с их смертью оно было бы забыто. Очень важно, что ранние христианские проповедники занимались распространением учения Иисуса меньше, чем провозглашением Его смерти и воскрешения.
Центральное утверждение христианства о том, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, тщательно изучалось и яростно оспаривалось. Никто не отрицает, что именно первые христиане сделали это замечательное заявление, но выдвигались альтернативные объяснения, которые сразу же встречались в штыки христианскими теологами. Епископ и ученый Джон Остин Бейкер подытоживает христианскую позицию следующим образом: «В скептической и зачастую враждебной культуре история Пасхи продолжает противостоять любым нападкам — нелегкая задача на протяжении почти двух тысяч лет. Но вера остается непоколебимой».
Некоторые идут еще дальше. Лорд Дарлинг, бывший верховный судья Англии, говорит: «Существует столько ошеломительных свидетельств, позитивных и негативных, прямых и косвенных, что ни один разумный суд в мире не может не вынести вердикта об истинности истории о воскрешении».