Последний суд ПилатаИисус Христос в жизни / Тень смертная / Последний суд ПилатаСтраница 1
Понтий Пилат, с которым Антипа примирился по этому случаю, был, как мы уже об этом говорили, крайне нелюбим иудеями, которые обвиняли его во многих неправдах и жестокостях. И. Флавий говорит о нем весьма неблагоприятно. Агриппа I, мнение которого приводит Филон, смотрел на него как на человека упрямого, повелительного и до неумолимости жестокого. Сам Филон обвиняет его во взяточничестве, беззастенчивости, хищничестве, грубости, насилии, постоянных убийствах без формального судопроизводства и вообще в бесчисленных и невыносимых жестокостях.
А. Митякин. С. 325.
Представ снова перед неприятно пораженным и колеблющимся правителем, Иисус подвергнут был шестому, последнему допросу, который был возмутительнее всех прочих…
Ф. Фаррар. С. 419.
Чтобы примирить свои собственные чувства с требованиями фанатичного народа, давление которого часто давало себя знать, правитель нашел следующий выход. Было обыкновение освобождать по случаю праздника Пасхи какого-либо узника, о котором просил народ. Пилат, зная, что Иисус был осужден священниками из зависти, попытался воспользоваться этим обычаем. Он опять появился на «bima» и предложил народу отпустить «царя Иудейского». Предложение, сделанное в подобной форме, носило характер снисхождения и в то же время иронии.
Э. Ренан. С. 283–283.
Чтобы не выставлять напоказ всей несправедливости их обвинений, он решился наказать Иисуса публичным осмеянием и, возбудивши к нему презрение, этим самым уничтожить все Его влияние на народ; одним словом, представивши Его перед ними в смешном виде, отпустить на свободу. Возможность такую подавал особый, существовавший в то время в Иудее обычай. Как он, так и народ, одновременно, без подстрекательств, вспомнили, что, по случаю праздника, в виде пасхального дара, всегда освобождался один из осужденных преступников. Пилат предложил сделать оправдание Иисусово не вследствие неуместной справедливости, а вследствие искусственного снисхождения.
Ф. Фаррар. С. 419.
Кроме того, у Пилата сложилось впечатление, что Иисуса любит народ.
Ч. Додд. С. 131.
…Созвучием имен: «Иисус Назорей — Иисус Варавва», и наведен был, вероятно, Пилат на простейшую и, как ему казалось, счастливейшую мысль: хитрого Ганана перехитрить, поймать в ловушку и спасти Невинного. Помня, как встречен был «царь Иудейский», пять дней назад, в торжественном шествии в Иерусалим, мог ли сомневаться Пилат в выборе народа между «двумя Иисусами»?
Д. Мережковский. С. 565.
…Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иоанн. 12:12–13.
Снова созвал Пилат все собрание иудейское и сказал: Приближается праздник опресноков, когда я должен буду освободить узника. Есть у меня в темнице знаменитый разбойник по имени Варавва и Иисус, в котором ни единого греха я не нашел смертного: кого отпущу вам?
Евангелие от Никодима.
Апокриф, IX.
Желая угодить народу — а, может, и осадить священнослужителей, которых он явно ненавидел и презирал — Пилат предложил отпустить Его. Но он ошибся.
Ч. Додд. С. 131.
Священники увидели в этом опасность.
Э. Ренан. С. 283.
Поэтому Каиафа со своей партией немедленно позаботились о том, чтобы отвратить этот удар, и стали уговаривать народ просить освобождения Вараввы, а не Галилейского Учителя.
А. Лопухин. С. 500–501.
Желая поспешить делом и отклонить предложение Пилата, они подсказали народу имя узника, пользовавшегося в Иерусалиме большой популярностью.
Э. Ренан. С. 283.
Ведь Варавва — доказывали они — несет свое наказание за то, что он, как патриот, восставал против нечестивого ига римлян, тяготеющего таким ужасным бременем на иудеях, следовательно, стоял за народ, а если и совершил какое-нибудь убийство, то все это с избытком покрывается его патриотическими подвигами. Как зелот, он вместе с тем заботился о храме и законе, а этот Галилеянин, наоборот, ниспровергал закон, нарушал священные обряды и обычаи, поносил ревностнейших хранителей отеческих преданий — фарисеев и книжников, одним словом, подрывал веру отцов и вполне достоин примерного наказания. Подготовив таким образом почву, старейшины выкрикнули имя Вараввы .
А. Лопухин. С. 500–501.
Два «Мятежника», два «Освободителя», два «Христа»: Иисус и Варавва. Страшный тезка Сына Божия — сын дьявола. Выбор между ними сделает весь Израиль — все человечество, — мы знаем, какой.
Д. Мережковский. С. 564.
И так, сказал им: кого же хотите, чтобы я отпустил вам: