Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?
Дополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе модернизации мирового сообщества / Исламский фактор - основа межконфессиональных конфликтов – миф или реальность?
Страница 2

Кстати в бывшей ГДР только у 14% опрошенных респондентов были соседи-мусульмане, на западе же Германии соседи-мусульмане есть у почти половины опрошенных. Расхождения в подходе к исламу на западе и востоке ФРГ выражаются, согласно опросу, в отношении к возможности преподавания основ ислама в системе среднего образования. За такую возможность выступают 57% опрошенных на западе и только 38% - на востоке страны. Четверть респондентов в новых федеральных землях отвергает преподавание основ ислама. В среднем по стране более 65% немцев не имеют ничего против мечети по соседству. На востоке Германии 38% опрошенных такое соседство восприняли бы скорее отрицательно. Любопытно отметить один из выводов, к которому пришли исследователи из Infratest-dimap. Результаты опроса показали, что уровень терпимости к исламу и мусульманам у немцев-католиков выше, чем у протестантов.

Вместе с тем, нет почти никаких различий в восприятии ислама сторонниками так называемых «народных» партий Германии (так здесь именуют Социал-демократическую партию и Христианско-демократический союз). У людей с гимназическим образованием, чиновников, сторонников Свободной демократической партии и партии «зеленых» терпимость по отношению к мусульманам - выше средней по стране. У лиц старше 60 лет, малообразованных, а также принимающих более активное участие в церковной жизни терпимость по отношению к исламу и мусульманам ниже. 91% респондентов согласны с утверждением, согласно которому, все люди равны перед Богом независимо от религиозной принадлежности. Вместе с тем, 43% высказали мнение, что христианство более терпимая религия, чем ислам. 39% немцев полагают, что христианство и ислам основаны на общей системе ценностей, 14% уверены в превосходстве христианства над исламом.

Опыт общения с мусульманами у немцев в целом - положительный. 95% респондентов, живущих по соседству с мусульманами, заявили, что это соседство их нисколько не тяготит. 87% респондентов высказались в том смысле, что, если бы у них были соседи-мусульмане, то это не представляло бы для них «проблемы».

По мнению отдельных политиков и религиоведов, мусульманские меньшинства в Европе - как бы передовые отряды мусульманского мира. Мечта о возрождении Халифата, это конечно, мечта о единстве исламских народов, вполне для них естественная. Исламу свойствен благородный универсализм, ставящий интересы уммы (общины верующих) выше интересов отдельных народов или государств. В частности, по этой причине национализм - обожествление своего народа - не успел пустить глубоких корней в исламском мире. В Коране ведь прямо говорится: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят его ни на час и не ускорят» (Сура 7:32). В другом месте там сказано, что время от времени Аллах по Своему усмотрению «заменяет» на карте мира недостойные народы - другими.

Схожие по смыслу места есть и в Библии, что, однако, не помешало «христианам» Нового времени придумать своеобразную религию, каковою является национализм.

Пока, правда, считают религиоведы, мечта о Халифате остается только мечтой: слишком разнороден, как показывает мировая практика, сегодня исламский мир, чтобы можно было ставить вопрос о его объединении в практическом плане. Не вполне изжит национализм. Существуют серьезные противоречия между отдельными странами, порою доводящие их до вооруженных конфликтов, например, как это было между Ираном и Ираком. В целом исламский мир переживает этап достаточно болезненной трансформации, которая продлится еще неопределенно долгое время. Не забудем, что сохраняет силу вызов, брошенный ему европейской цивилизацией: готовых ответов на него пока нет, их еще только ищут - в самых разных планах. В частности, в политическом плане исламским странам предстоит выработать свои, оригинальные, формы государственно-политической жизни, преобразующие европейские формы в соответствии с духом ислама.

Страницы: 1 2 3 4 5