Проблема СавлаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Проблема СавлаСтраница 3
Сам Савл упоминает, что его принимали за зелота в различных общинах диаспоры. И, может быть, стоит рассмотреть еще раз его замечание о своей исключительной ревностности к традициям отцов (Гал. 1:14). Если здесь он использует слово «ревностный» в смысле, имеющем отношение к зелотам, которых первоначально называли «ревнителями по законе» (1 Мак. 2:27), то это может служить указанием, затемненным веками непонимания и неправильного перевода, на его первоначальные связи.
Подоплека личных настроений Савла подтверждает это предположение о его ранних интересах. Он родился в зажиточной семье. Его отец был родом из Гуш-Халава (Гишала) в Палестине, очага зелотской непримиримости; он купил и завещал в наследство Савлу звание гражданина Тарса3 в Киликии (теперь — это местность в северо-западной части современной Сирии). Это был суетливый город, через который в Сирию устремлялись потоки грузов со всей Малой Азии, а затем растекались по Плодородному Полумесяцу, включая Палестину.
И если иудеи диаспоры принимали Савла за зелота, не мог ли он действительно быть им когда-то? Не может ли это проглядывание иной ситуации, эти фрагменты, ускользнувшие от апологетической тенденции автора Деяний и вставлявшиеся незаметно в дошедшие до нас тексты, представлять собой воспоминания о предыдущей деятельности Савла? Деятельности зелота, измененной только в связи с поражением инициативы Иисуса, когда Савл направил внутрь его мятеж против власти этого мира — Рима, обобщив и трансцен-дентализовав мессианскую надежду? Или же, если он преследовал иисусистов, встав в оппозицию к ним, не мог ли он быть бойцом в пользу конкурирующей «тенденции» — например, Иоанна Крестителя? Или таким, как Февда, за кого принял его римский центурион?
Или он мог вовсе отойти от физического сопротивления? Не мог ли он под воздействием поражения Иисуса оставить полнокровное, активное сопротивление в этом мире воинствующих мессианистов ради того, что легко могло стать далеко идущим переворотом, то есть ради немедленного установления Царства Божьего, на этот раз с помощью воскресения Иисуса, которое было воспринято им взрывным образом как блестящий выход из потрясшего его разочарования вследствие самого фиаско?
В конце концов, мы недооценивали значение характера Савла и должны взглянуть на его Послания, чтобы понять, можем ли мы извлечь какие-то выводы из этой истории в психологическом плане!
На первый взгляд, история деятельности Савла представляется последовательной: будучи набожным иудеем, он преследует «Матерь Церковь». И вдруг по дороге к Дамаску он поражен видением воскресшего Иисуса, говорившего с ним с небес. После обращения Савл становится миссионером среди язычников, проповедуя новую веру и вступив в борьбу с ярой оппозицией иудеев. Его арестовывают в Иерусалиме во время беспорядков в иудейском Храме и отсылают в Рим, где он умирает. Но он живет в своих произведениях.
Все приведено в порядок. Но даже беглый взгляд на традиционный рассказ вызывает тревогу, ведь чем больше всматриваешься в прошлое Савла, тем необычнее все выглядит. Говоря по правде, суть дела — в чувстве Савла к Иисусу или (поскольку он лично не знает Иисуса) знаменательно его отношение к деятельности Иисуса. Таким образом, внезапное превращение ненависти в любовь требует от нас возвратиться к смерти Иисуса и понять ее значение для Савла.
Хотя в Посланиях Савла нельзя найти никакого глубокого психологического «материала», общее впечатление совершенно ясно. Больше всего его мучили две вещи — страх смерти и маниакальная забота о соблюдении мелочей. Эти две озабоченности переплетаются; именно они должны составить матрицу для решения его проблемы.
Для Савла отвергать что-то было просто. Как можно победить смерть? Это то, что, по его мнению, и привело к радикальному провалу Торы: она не смогла гарантировать бессмертия. И все же существовал один элемент, который поддерживал надежду. Если смерть была платой за грех, а избежать греха можно беспрекословным подчинением воле Бога, тогда у безгрешного человека мог появиться шанс избежать смерти. Конечно, это относилось к случаю Иисуса, а воскресение Иисуса было доказательством того, что Бог фактически отменил смерть для него, а заодно и для всех тех, кто верит в него и кого каким-то образом можно объединить с ним.