Вступление
Теория происхождения христианства / Иисус до Христа / Вступление
Страница 1

Ни Иисуса, ни Савла из Тарса (св. Павла), ни самого зарождения христианства нельзя понять без познания исторического фактора, который оставался непонятым в течение почти двух тысяч лет, — движения агитации за Царство Божье, достигшего своей высшей точки в массовом иудейском восстании против Рима 66—70 гг. Эта агитация была порождена уверенностью евреев, которая держалась в течение первого века, что пока Бог не установил свое Царство, его решение должно быть приближено с помощью собственных действий.

Это оставалось непонятым по той простой причине, что после разгрома евреев в восстании против Рима истинная природа идеи Царства Божьего скрывалась и евреями, поскольку это могло принести бедствия, и верующими в Иисуса, стремившимися к созданию христианской Церкви, поскольку Иисус, проповедовавший Царство Божье, должен был быть отделен от «активистов» следующего за ним поколения, осуществивших то, что пытался сделать он. I век стал в результате этого вакуумом. Даже светские историки в качестве отправного пункта берут ту область, которая определяется в основном христианской теологией: несмотря на иудейское происхождение Иисуса и его ближайших последователей, мифология Церкви обязывала исследователей ее истории подсознательно изучать каждый блок событий независимо друг от друга, с одной стороны, происхождение христианства, с другой — Иудейская война против Рима.

Несомненно иронично выглядят белые пятна в еврейской историографии первого века, в ходе которого евреи превратились в народ диаспоры. Традиционное объяснение разгрома иудеев в римс-кой войне как божественного наказания за грехи исключало любые светские версии этой исторической темы, а впоследствии привело к признанию de facto христианской трактовки событий.

Однако документы, описывающие традиционный христианский сюжет, — четыре евангелия и Деяния апостолов, — несмотря на их натуралистическую атмосферу и наличие многих подтвержденных фактов, являются от начала до конца мифологическими. Нельзя комплексно понять генезис христианства без понимания его исторического фона.

Вне обстановки реальной жизни нельзя понять деятельность Иисуса, отношения между Савлом и Иисусом и роль, которую играли семья и последователи Иисуса в Храме, разрушенном вместе с еврейским государством в 70 г., нельзя также понять их влияние на распространение новой религии.

Основным источником антиисторического искажения евангелий был радикальный сдвиг перспективы, свойственной теологическому толкованию распятия Иисуса, т. е. момента самого зарождения новой веры. Провал светской миссии Иисуса и его унизительная смерть вызвали перемену мировоззрения — ведь сама его смерть привела к убеждению, что Иисус был Воплощением Бога, Богом Вселенной, Светочем Мира и Спасителем Человечества. Документальные воспоминания были должным образом преобразованы и подогнаны под каркас развивающегося культа. Этот сдвиг систематически искажал евангелия: их основополагающие идеи были тесно переплетены с еврейской жизнью, но вместе с тем Царство Божье, Мессия, Сын Давидов и Спасение были вырваны из их реального контекста — национального сопротивления языческой Римской империи.

Трансформация, о которой идет речь, обострялась пренебрежением к «Матери Церкви», проявленным самой семьей и учениками Иисуса. Поскольку эта Церковь была разрушена в катаклизме, уничтожившем еврейскую нацию, свидетельства о ней в евангелиях не сохранились, ибо они выходили за рамки возвеличивания личности Иисуса, составляющего суть христианства.

Савл тоже с жаром верил в Царство Божье, у него тоже было видение, подобное тому, которое испытал Симон-Камень, увидевший Христа не только воскресшим, но и прославленным по правую руку от Бога. Однако выводы Савла отличались от заключений Симона-Камня и немногочисленной свиты Иисуса, бежавшей в Галилею после распятия его на кресте.

Воскресение и прославление Иисуса были истолкованы его ближайшими сподвижниками на иудейском фоне. Царство Божье, о котором, по их мнению, возвестил Иисус, было отложено по необъяснимой причине, но лишь на короткий срок — ведь Иисус вновь придет, это случится скоро, и на этот раз Царство обязательно будет установлено.

Но Савл верил в несколько иное Царство Божье — небесное и вселенское, далекое от необходимости восстановления еврейской независимости и равнодушное к национально-религиозному еврейскому сопротивлению Риму. Более того, его захватила идея, что уникальное событие воскресения и прославления Иисуса — Сына Божьего неизбежно приобретает космическое значение, оно должно стать прелюдией к Царству Божьему.

Проблемой для Савла была лишь его задержка.

Страницы: 1 2