Литература о вере
История христианства / Величайшее наследие / Музыка и литература / Литература о вере

Кадмон (VII век) является первым из известных английских поэтов, писавших на христианские темы; ему приписывается авторство самого раннего христианского гимна на английском языке. Проза короля Альфреда (848 — 899), наряду с большинством сочинений, написанных на староанглийском и среднеанглийском языке, берет начало в той же традиции христианского вероисповедания.

Мистерии XIII —XVI веков, по-видимому, происходят от «чудесных представлений», исполняемых труппами странствующих актеров и музыкантов раннего средневековья. Они ярко представляли библейские события, начиная с Книги Бытия, и способствовали появлению местных литературных стилей и оригинальных текстов, особенно на севере Англии.

Наиболее популярными из сохранившихся старых представлений являются рождественские сценки, сопровождающиеся пением веселых куплетов. Огромное количество рождественских гимнов и песнопений отражает первостепенное значение этого праздника в народной религиозной традиции, мощно подкрепленной Чарлзом Диккенсом и другими писателями викторианской эпохи.

Сочинения Джеффри Чосера (1342—1400) и его современника Уильяма Лэнгленда, а позднее -Спенсера, Шекспира и других елизаветинцев отражают их христианское наследие. Двумя мастерами английской прозы, поплатившимися жизнью за свои сочинения, были Томас Кранмер (1489—1556), реформировавший западную литургию, и Уильям Тиндейл, переводчик Библии. Первый дал англичанам возможность молиться на их родном языке; второй дал им возможность читать или слушать Писание по-английски (см. главу 11).

Поэт Джордж Герберт (1593—1633) и сатирик Джонатан Свифт (1667 — 1745) принадлежали к духовенству, а Сэмюэль Джонсон (1709 — 1784) был ревностным христианином из мирян. Преподобный Джон Донн, настоятель собора св. Петра в 1621 году, знаменит своими религиозными поэмами, а также убедительными и оригинальными проповедями.

«Все человечество есть одна книга, написанная одним автором. Когда умирает один человек, глава не вырывается из книги, но переводится на лучший язык; каждую главу следует перевести таким образом . Ни один человек не подобен острову, заключенному в себе. Каждый человек подобен частице континента, части главного. Если комок глины будет смыт морем, то Европа умалится, как если бы лишившись мыса . Смерть любого человека умаляет меня, ибо я связан с человечеством. А потому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

Джон Донн,

«Посвящения к выдающимся событиям»

Два других Джона — Мильтон (1608 — 1684) и Беньян (1628—1688) -- ученый-политик и жестянщик-проповедник, стояли на пуританских позициях. Каждый оставил по нескольку работ, выдержавших испытание временем, и по одному шедевру: «Потерянный рай» и «Путь паломника». Оба создали незабываемые образы в стихах и прозе; первый в своем кабинете, а второй — сидя в тюремной камере. Оба воспользовались своим могучим воображением, чтобы пролить свет на вечные истины в повседневной жизни, от искушения в райском саду до искушений и триумфов христианских паломников на Ярмарке Тщеславия этого мира.

Среди наиболее идейных, но наименее предсказуемых авторов был Уильям Блейк (1757 — 1827) -поэт и визионер, художник и гравер. Его стихотворение «Иерусалим» стало популярным гимном. Блейк — один из тех, кто был бы удивлен, обнаружив, что его пророческие стихи были восприняты и «одомашнены» подобным образом.